Еще раз о свободе слова
Журналист Диана Ибрагимова, на своей страничке в Фейсбуке разместила эссе, которое показалось нам интересным, поскольку автор некоторое время жил и учился во Франции, изучая политику, культуру этой страны. Эссе размещается с разрешения автора.
Мне иногда странно вспоминать, что я закончила Ecole politique, я вообще-то не очень люблю политику и редко о ней говорю. Аватарки Je suis Charlie, которые заполонили мою ленту, не смогли заставить меня нарушить молчание, но это сделали несколько других статусов и записей. Одна из них гласит следующее: «Оскорбить чернокожего – это расизм, оскорбить еврея – это антисемитизм, оскорбить полтора миллиарда мусульман – это свобода слова». И тут меня покоробило.
Во-первых, покоробила классическая подмена понятий, которая ставит в один ряд чернокожего, еврея и мусульманина. Покоробила манипуляция, которая за этим стоит. И покоробила мысль о том, что все это звучит как оправдание для убийства.
А теперь пару слов о Charlie Hebdo и вообще карикатуре.
Что такое карикатура для французов, как вы думаете? У нас рисовать карикатуры не умеют и традиции такой нет, потому что карикатура – это символ свободной прессы, свободы слова. Знаем ли мы что такое свободная пресса?
Во Франции карикатура существует давно, но особенно активно она стала развиваться со времен французской революции. Вы много знаете стран, где существовали бы издания, содержащие исключительно карикатуры и рисунки, где штат карикатуристов насчитывал бы несколько десятков человек? Где глава государства в день выхода газеты живо интересовался бы тем, какую очередную колкость издание имели наглость опубликовать?
А понимаете ли вы, что для французов значит революция? И каково альтернативное название Франции, очень распространенное во всех стилях речи? ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА. Пятая со времен революции.
Эти люди лелеют отвоеванную в революции свободу. За нее было пролито много крови – как своей, так и врагов.
В начале года предприятия утверждают бюджет на год, а профсоюзы Франции– план забастовок. Да. Мне приходилось быть свидетелем того, как отменяют занятия во Франции, потому, что преподаватели ушли на улицы бастовать. Без особых жалоб или требований, скорее для профилактики. Чтобы не расслаблялись власть имущие и чтобы завтра не лишиться права бастовать и выражать свое мнение.
Быть может в свете этого всего станет чуть понятнее, почему миллионы французов вышли на площади в знак солидарности с погибшими в Charlie Hebdo. Атака на журналистов – это действительно атака на свободу слова и французов это ранит очень глубоко. У них свобода – в крови. И, боюсь, этого не понять тем, кто вырос и живет под грузом религии.
Во Франции оскорбление чернокожего или еврея не останется безнаказанным, это верно. Как и оскорбление араба, к примеру. Но, чтобы вы знали, тот же самый Charlie Hebdo регулярно публиковал карикатуры и пародии на католических священников.
И чтобы вы не подумали, что мне плевать на мусульман, отмечу, что мне понятны их расстроенные чувства. Однако если вы считаете, что автомат – это разумный ответ на картинку, то вам, пожалуй, стоит задуматься над своим поведением.
От редакции: В заключение Диана Ибрагимова в своем посте в Фейсбуке предупредила, что за любое проявление экстремизма в комментариях она блокирует участника и удаляет комментарий. Редакция Anhor.uz впервые хотела намеренно отключить комментарии к этому материалу. Нам не хотелось, чтобы появился ненужный раздор и взаимные обиды, поскольку, как показывает практика, культура дискуссий – это еще далеко не усвоенный урок в нашем обществе.
Однако, вспомнив слова великого Вольтера, сказавшего: «Я могу быть категорически не согласен с тем, что вы говорите, однако я готов дать свою голову на отсечение за ваше право говорить об этом», мы все же решили оставить возможность комментариев. Посмотрим, насколько глубоко читатели поняли эссе и на каком уровне находится у нас культура дискуссии. Свобода слова – самое, пожалуй важное для развития гражданского общества.
Комментарии