Еще раз об автоматизации оплаты проезда

Еще раз об автоматизации оплаты проезда

«В Ташкенте будет автоматизирована система оплаты проезда в общественном транспорте» – это обещание, которое живёт 9 лет, с каждым разом откладываясь на более поздние сроки.

Самая ранняя информация об автоматизации оплаты проезда появилась в 2010 году на сайте Газета.uz. В материале отмечалось, что в 2012-2013 годах на общественном транспорте Ташкента будет внедрена автоматизированная система оплаты, а также то, что система уже [в 2010 году] тестируется на двух столичных автобусах.

Позже, после долгого молчания, в начале 2017 года, заместитель председателя компании «Тошшахартрансхизмат» Мохир Валиев отметил, что автоматизированную систему оплаты проезда в Ташкенте планируется внедрить уже к концу [2017] года.

Однако и эти слова оказались пустым обещанием, так как в 2018 на пресс-конференции Мохир Валиев сообщил, что электронная оплата проезда в автобусах появится только в 2019 году.

Самое свежее обещание и попытка активировать систему автоматизированной оплаты проезда в общественном транспорте была закреплена постановлением Кабинета Министров от 25.11.2019. Согласно новому документу, автоматизация оплаты проезда будет внедряться поэтапно. Первый этап- установка АСОП на некоторых автобусных маршрутах и метро в Ташкенте к 1 январю 2020 года. Весь процесс внедрения системы должен завершиться к 1 январю 2021 года и охватить общественный транспорт по всей стране.

О том, в чем может крыться проблема и почему проект не может реализоваться так долго, мы поговорили с администратором телеграм-канала «Ко дну», который в связи с концепцией канала активно следит за нововведениями в работе общественного транспорта.

Респондент, который предпочел не называть своего имени, отметил:

«Нет единой причины торможения процесса внедрения автоматизированный системы оплаты проезда, это комплексная проблема.

Во-первых, различных видов АСКП множество, но подавляющее большинство ориентировано на разовый запуск на большом количестве транспортных средств.

Объективно это сложный и дорогостоящий процесс. Как небольшое следствие – метрополитен до сих пор “оторван” от наземного транспорта, и обкатать систему там, видимо, не позволяло то, что подчинение даже на уровне министерств разное. Если вы помните, до недавнего времени даже проездных в метро не было.

Во-вторых, как ни печально, есть проблема “серого нала”, и она серьезна. Если обрушить систему разом, непонятно какие будут последствия. Очень много обслуживающего персонала зависит от него. И как скомпенсировать – непонятно.

В-третьих – у «Тошшахартрансхизмат» нет комплексного подхода и понимания ситуации. Как внедрять, какие этапы, какой опыт перенимать, как сглаживать промежуточный период и прочее – всё это очень хорошо заметно на прошлогоднем опыте с карточной системой. Которая, к слову, была неплоха. Но что-то пошло не так.

О возможных подводных камнях системы – ничего неизвестно. Возможно, были нерешаемые проблемы, поэтому до сих пор система в тестовом режиме. Скорее всего, в «Тошшахартрансхизмат» не хватает специалистов и воли к внедрению. К тому же не всё гладко с финансовой частью», – отметил админ канала «Ко дну».

Принятие последнего документа вызвало много вопросов у жителей, давно наблюдающих за ситуацией с автоматизацией оплаты проезда. Переносы дедлайнов посеяли недоверие к идее в целом.

«Принятие постановления – серьезный подход, и мы полагаем, что он будет реализован в одном из видов. Сделана правильная опора на тестирование сперва на ограниченном числе транспорта. Однако, конкретики по механизму нет, поэтому тяжело оценить насколько будет использован современный и технологичный подход, насколько внедрение станет первым шагом к модернизации и оптимизации сети, избавят ли водителей от налички и прочее. Поэтому мы ждём технический документ.

Но необходимо ещё раз отметить, что от такого документа уже не отмахнуться, и система будет запущена. Вероятно, одна из тестировавшихся систем или ее модификация с возможными проблемами по своей концептуальной составляющей»,- заключил администратор телеграм-канала «Ко дну».

То, с какой эффективность и как слаженно будет работать система – неизвестно. Но то, что вопрос принял более официальный характер придаёт жителям больше уверенности, а самому обещанию силы. Теперь осталось ждать следующий дедлайн – 1 января 2020 года.
 
Севара Мансурова

Фото на главной: телеграм-канал “Ко дну”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.