Игра по правилам. Восстание такси
Руководители 37 компаний такси, занимающиеся перевозкой пассажиров в Ташкенте, обратились с коллективным письмом к председателю Счетной палаты Узбекистана Музрафу Икрамову. На двенадцати страницах изложены нарушения законодательства Узбекистана со стороны компании «Яндекс. Такси», работающей на территории Узбекистана.
Anhor.uz попыталась дать самую суть беспокойства столичных перевозчиков, которые пытаются донести до государства вполне вероятные последствия действий нового игрока, который вступил в сферу пассажирских перевозок и действует, по мнению авторов обращения, выходя далеко за рамки установленных правил.
Согласно действующему законодательству, государство обеспечивает безопасность пассажира путем возложения ответственности за его безопасность на юридических лиц. Поэтому, пассажирскими перевозками могут заниматься исключительно юридические лица.
Следовательно, компания «Яндекс.Такси» обязана:
Во-первых, зарегистрироваться в качестве юридического лица, осуществляющего пассажирские перевозки.
Во-вторых, компания должна была получить соответствующую лицензию и зарегистрировать мобильное приложение, как это требуют у местных перевозчиков.
В-третьих, заключить трудовой договор или контракт с каждым из водителей, в котором должны оговариваться условия аренды личной автомашины водителя, а также права и обязанности сторон;
В-четвертых, обеспечить обучение и аттестацию каждого водителя;
В-пятых, обеспечить ежедневный техосмотр каждой машины и медосмотр каждого водителя. Это особенно важно, если автомашина оснащена газобаллонным оборудованием.
В-шестых, компания-перевозчик обязана перекрасить все арендованные у частников автомашины в цвет «слоновой кости», как того требует законодательство.
В-седьмых, обеспечить прозрачность финансовых потоков между компанией-перевозчиком и водителем для налоговых органов.
И, только после полного обеспечения этих пунктов, компания правомерна начинать рекламную кампанию.
Иначе, самое главное требование государства к юридическим лицам – обеспечение безопасности при перевозке людей окажется под угрозой. Также, как и соблюдение налогового законодательства.
По словам представителей «Яндекс. Такси», компания не имеет юридического образования на территории Узбекистана. «Не видим целесообразности. «Яндекс» это глобальная компания, работающая по всему миру», — заявил представитель Яндекс.Такси. По его словам, прежде чем выйти на рынок Узбекистана они изучили законодательство, разговаривали с представителями власти, и им было дано добро на осуществление деятельности.
Представители «Яндекс. Такси» утверждают, что работают исключительно через таксопарки и водителей с улицы не принимают. Однако в редакции есть свидетельства очевидцев и самих водителей, которые утверждают, что подключились к системе «Яндекс. Такси» не имея никакого отношения к компаниям-перевозчикам. Подключиться к системе самостоятельно, без согласия и одобрения «Яндекс. Такси» водители не могут.
Немного о рекламной компании. Рекламная кампания «Яндекс. Такси» проводилась через их партнеров («Niyat Taxi», «InTaxi», «Smart Taxi», «Taxi Like», «Ipak Taxi», «Yapartner», «Taxi Wi-Fi», «Два солнца Ташкент» и др.) и в большинстве рекламных объявлений в сети Интернет открыто указывается, что для подключения водителей к приложению «Яндекс. Такси» наличие лицензии не требуется, достаточно лишь наличие собственного автомобиля и телефонного аппарата или планшета на базе Android.
Пассажиры-пользователи приложения «Яндекс.Такси» отмечают низкие тарифы, которые объясняются компенсацией водителю самой компанией. Пассажир оплачивает 2 тыс. сум за первые три км, при этом «Яндекс.Такси» доплачивает водителю 7 тыс сум. Как только водитель отмечает, что автомобиль с пассажиром двинулся с места, система скидывает водителю 7 тыс сум. Из каких средств осуществляется эта компенсация – неизвестно. К слову, обратной связи с компанией тоже нет. Пожаловаться, выразить благодарность или пожелания компании «Яндекс. Такси» на территории Узбекистана невозможно.
Лицензированное такси даёт пассажиру увереннность, что водитель прошел утреннее медицинское освидетельствование, автомобиль соответствует техническим требованиям безопасности, и часть средств оплаченных за перевозку, попадут в государственую казну.
Здоровые рыночные отношения предусматривают равные права и обязанности для всех его участников. Кто и за какие заслуги или посулы позволил Яндекс.Такси оказаться над законом и иметь противозаконные конкурентные преимущества должна прояснить прокуратура или Госкомконкуренции.
Иначе будет грубо нарушен основополагающий конституционный принцип равенства всех перед законом, а это уже нарушение Конституции и требует вмешательства Конституционного суда.
Справка
«Яндекс. Такси» начал работу в Узбекистане 4 апреля 2018 года. По состоянию на апрель 2018 года сервис «Яндекс. Такси» работает в 126 крупных городах России, Белоруссии, Молдавии, Украины, Армении, Грузии, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Латвии. В общей сложности к нему подключено более 200 тысяч водителей.
В мае 2018 года в Химках таксисты провели бойкот крупным агрегаторам, в том числе «Яндекс.Такси», выступая против высокой комиссии и низких тарифов. В подобной акции также приняли участие водители в Сочи, Казани, Красноярске, Белгороде и Уфе.
Комментарии