В связи с пандемией COVID-19 все учебные заведения страны оказались закрыты. После непродолжительных каникул школы и вузы начали возвращаться к образовательному процессу, однако занятия начали проводить в дистанционной форме. Профессор Университета Инха в Ташкенте рассуждает о трансформации образовательной модели в мире и влиянии пандемии на развитие дистанционного образования в Узбекистане.

По мнению профессора, преподавателя по искусственному интеллекту, Фрэнсиса Тай Но в последние годы сфера образования уже претерпевает значительные изменения. Профессор считает, что в ближайшем будущем существующая модель обучения будет серьезно отличаться от той, которую миру сулит Четвертая промышленная революция. К примеру, привычное получение высшего образования за определенный промежуток времени (бакалавриат) постепенно сменит краткосрочное обучение, растянутое на долгий срок (lifelong learning), экспертов заменят фасилитаторы, и преподавать сможет каждый, кто обладает теми или иными навыками, а аудитории и кампусы станут неактуальными на фоне гаджетов и интернета, способствующих развитию дистанционного обучения.

«COVID-19 заставил весь мир перейти на дистанционное обучение, но многие страны оказались к этому не готовы. Существующая система образования должна постепенно переходить от привычных лекций к контекстно-ориентированному обучению. Но для этого перехода крайне важна заинтересованность всех сторон, участвующих в образовательном процессе. Все должны ощущать потребность в адаптации к смене парадигмы. Я думаю, что в Узбекистане это вполне возможно реализовать в нынешней ситуации», - прокомментировал Фрэнсис Тай Но.


Преподаватель Университета Инха в Ташкенте считает, что сложившаяся в Узбекистане ситуация может послужить толчком в развитии дистанционного образования, ставшего уже довольно популярным во многих странах мира. Однако не все студенты разделяют это мнение. Как показал опрос, проводимый пресс-службой университета в официальном Телеграм-канале, большинство все-таки отрицательно воспринимает переход на дистанционное образование. 35% из 800 опрошенных считают такое обучение неэффективным. Еще 16% добавили, что вузы нашей страны не готовы к такому нововведению. Только 8% ответили, что относятся к образованию на расстоянии нейтрально, не ощущая принципиальной разницы между обучением дома или в аудитории. При этом 25% опрошенной аудитории высказалось в пользу дистанционного обучения, отметив, что пора вводить что-то новое в нынешней системе образования. Еще 16% также поддержали нововведение, назвав это интересным экспериментом.

Стоит отметить, что широкое внедрение дистанционного образования дало бы возможность учиться в том числе людям с особыми потребностями, которые зачастую не могут получать образование из-за сложностей с передвижением. Для Узбекистана, по мнению профессора, в числе сдерживающих факторов остаются недостаточно высокая скорость интернета, а также слабая адаптация самих обучающихся к новому способу получения образования.