Инклюзивный бизнес в Узбекистане: возможность, от которой выигрывают все

Инклюзивный бизнес в Узбекистане: возможность

Компании в наши дни активно ищут пути становления более активными, инновационным и адаптивными к изменениям, и большой потенциал для развития предпринимательской деятельности лежит там, где его обычно не ищут – среди уязвимых слоев населения с низким доходом. Это привело к появлению концепции ‘Инклюзивный Бизнес’, к которой в настоящее время неуклонно растет интерес экспертов. 

Инклюзивные бизнес-модели представляют собой уникальный способ ведения бизнеса, где все вовлеченные стороны выигрывают. Для компаний, инклюзивные бизнес-модели — это возможность для роста и конкурентное преимущество. Для государств, инклюзивный бизнес воплощает в себе эффективный подход к общему социально-экономическому росту и развитию. И, наконец, для населения, инклюзивные бизнес-модели служат источником лучшей жизни, социальной интеграции, занятости и устойчивых средств к существованию.

Как правило, термин «инклюзивный бизнес», который был впервые изобретен Всемирным Советом Предпринимателей по Устойчивому Развитию (World Business Council for Sustainable Development), относится к предприятиям, деятельность которых направлена на снижение уровня бедности и создании пользы для населения, сохраняя при этом коммерческую выгоду. Таким образом, разница от некоммерческих и благотворительных организаций заключается в том, что в случае инклюзивного бизнеса, компании как раз таки получают прибыль. Так, инклюзивные предприятия выходят за рамки простой благотворительности и создают устойчивые решения социальных проблем, делают товары и услуги более доступными, повышают уровень жизни, открывают возможности для людей с низким уровнем дохода, и в то же время получают от этого собственную финансовую выгоду и прибыль. 

При более детальном рассмотрении понятия ‘инклюзивный бизнес’, возникает вопрос: так что же требуется для того, чтобы из обычного бизнеса сделать инклюзивный? Одним из ответов является включение уязвимых слоев населения в производственно-сбытовую цепь. Таким образом, население с низким уровнем дохода получает шанс стать частью компании, например, в качестве сотрудников, поставщиков сырья, дистрибьюторов, розничных торговцев или поставщиков услуг. Еще один вариант создания инклюзивного бизнеса подразумевает производство необходимой продукции, непосредственно для нуждающихся людей. Так, компании могут направить деятельность на обеспечение уязвимых и малоимущих слоев населения доступом к базовым средствам и предметам первой необходимости, как например, водоснабжение, санитария, жилье и здравоохранение. 

Существует много примеров успешных инклюзивных инициатив во всем мире. К примеру, корпорация L'Oréal, знаменитый производитель продукции для красоты и здоровья, основали модель под названием “Solidarity Sourcing”, которая реализуется через их производственно-сбытовую цепочку. В результате, в 2012 году, 15 000 людей, включая малые и средние предприятия, получили преимущества от этой программы. Возможности трудоустройства и обучения были открыты для обездоленных, уязвимых людей и молодежи, стремящихся к приобретению ценных навыков и профессий. 

С помощью совместного проекта ТПП и ПРООН «Бизнес Форум Узбекистана», инклюзивные бизнес-модели также развиваются в Узбекистане, и приятно видеть, что существуют успешные примеры в нашей стране. Был открыт центр по сбору молока в Намангане, который покупает молоко у мелких фермеров по рыночным ценам, и таким образом гарантирует стабильность средств к существованию среди местного населения. В Янгиюльской области, в результате государственно-частного партнерства был реализован запуск системы управления отходами, что помогает бороться с проблемой загрязнения, вызванной расширением региона. Жители Хорезмской области также получили выгоду от социально инклюзивной инициативы: управляющие местным заводом обучили молодых уязвимых женщин, в том числе и с ограниченными возможностями, ремеслу рукоделия и навыкам шитья, и предоставили им работу.

Инклюзивные бизнес-модели позволяют всем вовлеченным сторонам получить взаимную выгоду. Такая синергия между государственным и частным секторами и населением, приводит к целому ряду результатов, как, например, устойчивые решения проблем, инновации, конкурентное преимущество, лучшая репутации, солидная доля рынка и многое другое. Именно поэтому, можно отметить, что инклюзивный бизнес это мощное средство для социально-экономического прогресса на государственном уровне, открывающее при этом новые поразительные возможности роста для предпринимателей и корпораций, и улучшая жизни людей.

Материал подготовлен проектом ПРООН «Бизнес Форум Узбекистана (фаза-2)»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.