Как в дома в Ферганской долины пришла вода
В кишлаках люди с вёдрами — это знак того, что вода до дома либо не дошла, либо ушла. По данным Всемирного банка, менее половины населения Узбекистана имеет доступ к безопасной питьевой воде, и, лишь 17% имеют к ней круглосуточный доступ.
Во многих кишлаках Ферганской долины воду до 2004 года брали из каналов или хаузов. Эту воду пили, готовили на ней еду, использовали для бытовых нужд. В некоторых селениях во времена Союза был водопровод, были скважины, была налажена инфраструктура, необходимая для бесперебойного обеспечения питьевой водой, но, со временем, все хозяйство пришло в негодность и люди остались без воды. Водоканал (Государственное унитарное предприятие Сувсоз) из-за отсутствия средств бездействовал. В областях увеличилось количество заболеваний гепатитом «А», диареей, были зафиксированы случаи холеры.
В 2004 году вместе с проектом (с началом работы проекта) «Водоснабжение и санитария в сельской местности Узбекистана», пришла надежда, а потом и вода. Проект, финансируемый Швейцарским Агентством по развитию и сотрудничеству поставил целью расширение доступа к безопасной питьевой воде и улучшение знаний по санитарии и гигиене, что должно было качественно повысить уровень жизни и состояния здоровья населения.
Одно из главных преимуществ проекта состоит в интегрировании новой модели децентрализованного обслуживания в национальную программу по водоснабжению и санитарии. Это означает, что вода в селах добывается из ближайшей скважины и доставляется в дома без участия Водоканала, но при активном участии самих жителей.
Как это происходит? Одним из условий Проекта было наличие скважины. В некоторых случаях люди общими усилиями, вскладчину, бурили скважины, в некоторых селениях они были в наличии, но давно заброшены. Все остальные работы по проектированию, подготовке документации, установке насосов, водонапорных башен, систем обеззараживания и водопровода были проведены при содействии Проекта.
Самоуправление граждан собирает ежемесячно взносы, которые не просто покрывают расходы по добыче и доставке воды, включая зарплату управляющему системой персоналу, но и позволяют откладывать средства на амортизационные расходы. Если возникает необходимость заменить, обновить или починить оборудование, это делается из отложенных средств. Все решения по расходам на обслуживание системы водоснабжения осуществляется самоуправлением граждан. Это либо специально образованные ННО, либо махалли, деятельность которых абсолютно прозрачна. Люди, выплачивая взносы знают, как эти деньги расходуются. Стоимость кубометра качественной питьевой воды – 3 тысячи сум, либо эта же сумма в расчете на одного человека в месяц. Для сравнения – привезти машину воды, а это около тонны, из ближайшего канала стоит около 150 тыс. сум.
Сабохон Етмишева, испонительный директор ОПВ в селе Калайнов, Ферганской области рассказывает о том, как они управляют водой в Риштане
«У нас в кишлаке вообще не было питьевой воды. Мы пили из хаузов. Когда появилась эта идея, мы махаллей собрались, решили, собрали деньги — половину суммы. Вот уже четвертый или пятый год у нас есть вода. Раньше было очень много случаев гепатита и дизентерии. Закрывались школа и детские сады. Вот теперь, слава Богу, есть чистая вода и болезни исчезли, гепатита нет совсем. Теперь мы пьем чистую воду, стираем, купаемся, но главное – это питьевая вода. Это очень важно для женщин, это важно для здоровья. Мы можем не бояться и пить её даже сырой. Раньше пили из хаузов, а они были полны ила, плесени. Я работаю с 2005 года. Мы прошли через много трудностей. Они случаются, были перебои с электроэнергией. Сменили насосы. В этом году электричество ни разу не отключалось».
С 2004 года в рамках проекта было создано 35 систем водоснабжения общей протяжённостью более 680 километров.
Однако, в Узбекистане все еще есть регионы, не имеющие доступ к питьевой воде, качество которой позволяет безопасно ее потреблять. Сложно представить, что в этих местах люди, в том числе дети, до сих пор пьют воду из каналов или хаузов со стоячей водой.
В районах, где с помощью проекта было налажено водоснабжение, значительно снизилось количество инфекционных заболеваний.
Снижению инфекционных заболеваний способствовала и реализация компонента проекта «Гигиена и санитария», основной задачей которого было содействие в улучшении санитарных условий, знаний и навыков в дошкольных и школьных учреждениях пилотных областей. Это включало в себя разъяснительную работу среди взрослых и детей, подключение образовательных учреждений к системе водоснабжения, установку рукомойников, строительство туалетов.
К слову, проект продвигает идею установки туалетов «экосан», которые характеризуются низкой стоимостью и высокой санитарной устойчивостью. Этот опыт проекта может быть полезен и в свете программы по ремонту и реконструкции общественных туалетов так называемой третьей категории, которые располагаются в отдаленных точках, построены из подручных материалов и не имеют системы подачи воды и канализации.
Государство не раз обращало внимание на обеспечение населения питьевой водой. Существует ряд законодательных актов, регулирующих эту социально важную сферу. Международные организации и финансовые институты выделяют немалые средства, чтобы решить проблему доступа к качественной питьевой воде в Узбекистане.
Но проблема в общереспубликанском масштабе все еще не решена. Возможно, есть смысл обратиться к опыту проекта Швейцарского бюро по сотрудничеству «Водоснабжение и санитария в сельской местности Узбекистана». В результате работы небольшого проекта за 14 лет качественной питьевой водой обеспечено более 160 тысяч человек в 24 сёлах Ферганской, Андижанской, Наманганской, Сырдарьинской областей.
Важно, что изменилось сознание людей, которые добровольно платят сверх тарифа на «будущее» — на амортизацию, зная, что если что-то «полетит» или сломается в их системе водоснабжения, есть и всегда будут средства исправить, починить или приобрести. Люди точно знают и, главное, всегда могут видеть куда идут их деньги. И все это без участия Водоканала.
Модель не предусматривает больших затрат. В среднем, строительство системы водоснабжения обходится около 60 долларов США на человека. После запуска системы достаточно вносить ежемесячную оплату по тарифам.
Однако, с начала марта 2018 года Водоканал начал предъявлять свои права на то, что люди создавали на свои средства, без участия государства. Важная поправка — Водоканал взымает средства за доставку воды до населения, будь то водопровод в доме или колонка рядом с домом. Говоря проще – вода бесплатная, оплачивается только доставка воды. Поэтому претензии Водоканала и Областного отделения Бюро по принудительному взысканию нелогичны и непонятны.
Рафикжон Пайгамов, активист из Укчи-Дашт, Узбекистанского района Ферганской области считает, что Водоканал не вправе лишать их права самостоятельно управлять водой.
«По кишечным заболеваниям мы были первые. Из нашего кишлака в областной больнице постоянно лечилось по 30-40 человек. В 2014 году по инициативе жителей кишлака и помощи проекта пришла вода. Через год ситуация с болезнями выправилась. Мы не хотим присоединяться к Водоканалу, люди против. Мы не выходим на улицу, мы не боремся против чего-то, но население против. Эта вода наша, служит нам, все своевременно вносят плату и мы этим довольны и хотим, чтобы так было и дальше».
Несомненно, важной особенностью модели, разработанной проектом, помимо управления водными системами самой общиной села, является разработка и установление «тарифа на услуги» вместе с сельскими жителями, который покрывает не только текущие эксплуатационные расходы системы (электричество, небольшое техническое обслуживание и т. д.), но также включает в себя амортизационную стоимость инвестиций. Это является большим плюсом при получении кредита в банках, так как это означает, что села могут возвращать кредит.
Очевидно, что проект достиг положительных результатов, который возможно применить в других регионах, в которых есть проблема с нехваткой питьевой воды. Почему бы не внедрить эту модель, чтобы облегчить выполнение Указа президента «Об организации деятельности Государственной инспекции по контролю использования питьевой воды при Кабинете Министров Республики Узбекистан»? С этим вопросом мы обратились к руководителю проекта Оливье Норманду.
— Предлагаемая модель махаллинского самоуправления системами водоснабжения может быть реализована и в других регионах страны, если существует какой-либо доступ к источнику воды. И мы считаем, что это может удовлетворить потребность в доступе к чистой воде многих сел в Узбекистане.
Эта модель продемонстрировала, что она может быть использована в любой местности. Да, она по-прежнему имеет свои ограничения, но мы считаем, что её жизнеспособность уже доказана.
Чтобы распространить модель на другие села, а их в Узбекистане достаточно много, необходимо мобилизовать финансовые ресурсы, выходящие за рамки возможностей двустороннего сотрудничества.
Существует общая поддержка модели со стороны Министерства жилищно-коммунального хозяйства и местных хокимиятов. В то же время более широкомасштабное распространение модели требует наличия благоприятных условий. Правительство может создать такую среду, если модель будет полностью принята. Мы все знаем о программе жилищного строительства в сельской местности, которая финансируется через местные коммерческие банки. Почему бы не сделать то же самое с системами питьевого водоснабжения? Мы считаем, что это уменьшит финансовое бремя на государственный бюджет и увеличит финансовую ответственность населения. Банки способны мобилизовать крупные финансовые потоки, а Банки Развития – осуществлять это по приемлемым процентным ставкам. Это было бы решением для распространения предлагаемой модели на всей территории страны, где это необходимо.
Если бы такая схема была разработана, сотрудники проекта, имеющие большой опыт работы в данной области, могли бы оказать содействие сёлам, нуждающихся в питьевой воде, в создании и оформлении необходимой финансовой и проектной документации и расчёта реалистических тарифов для гарантированного возврата кредитов.
Комментарии