Когда методику подстраивают под ребенка

Когда методику подстраивают под ребенка

Не так давно посольство Израиля провело тренинг в Республиканском центре социальной адаптации по теме «Игра как терапевтический подход в работе с детьми с особыми потребностями и их родителями». Вместо заявленных 35 участников в тренинге приняло участие 65 человек. Его провели специалисты центра семьи и ребенка «Рамот» в Израиле: логопед Марина Тредлер и эрготерапевт Света Ревич.

Два года назад вы уже проводили здесь тренинг, что изменилось за прошедшее время? Может быть, что-то поменялось в восприятии людей…
Марина: Тяжело сказать, потому что мы видим тех же людей, которых видели два года назад. Люди понимают, что нужно учиться и учиться много, что нужно менять методики. Руководство РЦСАД это тоже понимает и всячески это поощряет. Нужно еще больше изменений и они готовы это делать. Нам бы очень хотелось провести мастер-класс для родителей. Мы бы очень хотели увидеть специалистов больше в работе с родителями.


Марина Тредлер

Что такое эрготерапия?
Света: Профессия эрготерапевта существует в мире уже лет 60, в том числе и в Израиле. В странах бывшего СНГ она только начинает зарождаться. Слово «эрготерапия» происходит от латинского ergon – труд, занятие, и греческого therapia– лечение. Таким образом, эрготерапия – это исцеление через деятельность. Мы, как эрготерапевты, работаем над тем, чтобы улучшить функцию человека, неважно какое у него заболевание. Сегодня эрготерапевты в Израиле находятся во всех медицинских и образовательных учреждениях и, конечно, в реабилитации. Эрготерапевты оценивают функции ребенка и семьи, насколько она понимает его потребности, трудности.  Мы, как специалисты, смотрим сегодня не только на то, что болит и не работает, мы смотрим на сильную сторону, что мотивирует. Потом через эту функцию улучшаем то, что на данный момент не сильно.


Света Ревич

Как вы оцениваете, на каком уровне эрготерапия в Узбекистане?
Света: Сложно говорить об уровне, когда нет специалистов. Для того чтобы быть сегодня эрготерапевтом в Израиле нужно как минимум иметь степень бакалавра, в Америке -степень магистра. Для этого идет очень серьезное обучение в сфере медицины, психологии и педагогики. Эрготерапия помогает и в работе с детьми с особыми потребностями. На что стоит обращать внимание? На игру ребенка, на его сенсо-моторное восприятие при работе с ним.

Какая коррекционная работа обычно ведется с невербальными детьми?
Марина: На сегодняшний день слово «логопед» очень устарело, поскольку оно не актуально и не передает смысла нашей профессии. «Лого» это слово, «педио» – учу, т.е «учу слову». Еще 20 лет тому назад это было актуально, мы говорили, что логопед работает с детьми, которые заикаются или которые имеют недостатки произношения, или с людьми, которые потеряли свою речь вследствие инсульта. Сегодня мы работаем с невербальными детьми и тут уже «учу слову» никак не может быть, потому что есть дети, которые не говорят и говорить не будут. Но это не значит, что я как специалист по коммуникации не буду с ним работать. Я буду давать ему инструмент, средства, и учить его вступать в коммуникацию заменительными способами, не речью. По-английски моя специальность называется speech and language patologyst. Работой с невербальными людьми занимались очень давно и истории альтернативной коммуникации около 30 лет. Тогда появилась система знаков для взрослых людей, которые потеряли речь вследствие разных травм. Система называется bliss и ее даже используют в реанимационных палатах на Западе. В Израиле специалисты используют специальные доски, или это может быть приложением на планшете, телефоне. Для человека, который находится в постоперационном периоде и который не может говорить, но ему хочется, чтобы ему открыли форточку или опустили кровать, это очень хорошо. Он может нажать кнопку или использовать зрительный контакт при работе с аппликацией.
Что бы мне хотелось увидеть в Узбекистане?  В Израиле, как только невербальный ребенок попадает под закон об общем образовании, Министерство просвещения выдает ему планшет. Это спонсирует государство. В планшете уже заложена программа touch chad. Специалистов и родителей обучают работе с этой программой.

Марина, вы в прошлом были супервайзером студентов, Света вы им являетесь до сих пор. В Узбекистане каждый год из вузов выпускается большое количество логопедов, может быть стоит определенную часть их направить в какие-то узкие сферы?
Света: Прежде всего, нужно, чтобы было изменение в учебных программах университетов. Мы ведем студентов пока они учатся, и даже когда они начинают работать, они тоже получают супервизию очень длительное время. Наших студентов учат по-другому. В Узбекистане учат методикам, а ведь они постоянно меняются. В Израиле студентов не учат методикам, их учат думать клинически,  изменяться с окружающим временем и технологиями. Важно, чтобы методики и способы лечения подстраивали под индивидуальные потребности ребенка, а не наоборот.

В дальнейшем посольство Израиля планирует проводить планомерную работу и надеется совместно с РЦСАД разработать программу, которая раскроет больше тем, чем в этом году. Также посольство надеется предоставить РЦСАД помощь не только тренингами, но и  разработать методику учета детей с особыми потребностями и наладить их диагностику.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.