Кто в «наваре»? или Почему тормозится развитие общественного транспорта в Ташкенте
Работа общественного транспорта столицы и, в частности, автобусных маршрутов, одна из острых обсуждаемых тем. Потребность в качественном улучшении, а может и в кардинальном изменении системы общественного транспорта в Ташкенте очевидна и требует соответствующих решений.
«Тошшахартрансхизмат» не раз делал заявления о планах изменения системы управления общественным транспортом. Намерения, очевидно, наталкиваются на сопротивление водителей и кондукторов, об истинной выручке которых можно только догадываться. Прием оплаты за проезд наличными, в обмен на примитивный талончик, не позволяет фиксировать реальное количество пассажиров и, соответственно, истинный финансовый оборот. Отсутствие прозрачности всегда дает возможность коррупции цвести буйным цветом.
Похожая ситуация и с абонементами. Проездные карточки реализуются в течение месяца, оставшиеся абонементы уничтожаются в присутствии комиссии с составлением соответствующего акта. Проверить точность цифр проданных и уничтоженных абонементов сложно. Нередки случаи, когда льготными проездным абонементами пользуются сторонние люди. Например, подделывая студенческие удостоверения. По оценкам экспертов при такой системе учета в частных карманах оседает около 10% от общей выручки. В 2016 году выручка «Тошшахартрансхизмат» составила чуть более 300 млрд. сумов. Легко подсчитать какой суммы лишился бюджет.
Именно в погоне за тем, что останется в кармане, водители автобусов устраивают гонки, свидетелями и невольными участниками которых становятся пассажиры. Это создаёт аварийные ситуации на дорогах и потенциальную угрозу здоровью и жизни всем участникам дорожного движения.
Очевидно, что необходим принципиально иной подход к формированию достойной оплаты труда водителя и кондуктора. Система оплаты должна исключить подобную «конкурентную борьбу за пассажира»,
Сегодня в Ташкентском метрополитене тестируется система оплаты проезда с помощью электронных карт. Внедрение подобной системы на автобусных маршрутах позволит вести мониторинг потока пассажиров, урегулирует работу транспорта, исключит коррупционную составляющую, что в целом улучшит качество обслуживания и увеличит пассажиропоток.
75.6% опрошенных горожан считают, что в городских автобусах необходима автоматизированная система оплаты проезда. Эти данные опубликованы на сайте «Ташшахартрансхизмат». Однако, пока такое единодушие потенциальных пассажиров не стало основой принятия соответствующего решения.
Несколько лет назад «Ташшахартрансхизмат» заявил о внедрении системы GPS, которая позволяет мониторить местонахождение, передвижение автобусов. Это не изменило ситуацию в реальности. Деньги на реализацию освоены, ожидаемых результатов нет.
Задачи, которые надо решать для улучшения работы общественного транспорта, лежат на поверхности. Необходимо создание информационно-аналитической системы управления общественным транспортом. Её основа – уже упомянутая GPS. Такая система позволила бы вывести диспетчерское управление на новый уровень и своевременно перенаправлять автобусы на перегруженные маршруты, учитывать поток пассажиров, и соответственно, при необходимости корректировать расписание их движения.
Настало время продумать и тарифные планы, систему стимулов, бонусов и скидок. И, надо, наконец, определиться и решить – сможет ли транспорт стать прибыльным при социально приемлемых ценах на билеты или он нуждается в государственной поддержке за счёт бюджета? Если да, то, в каком объёме, и на каких условиях?
Сегодня пассажирам на остановке легче договориться между собой и взять легковое такси – поездка будет намного быстрее, комфортабельней и безопасней. Следовательно, задачу надо решать, не увеличивая тарифы.
Пришло время новых подходов, время новых идей, новых технологий. Тем более, придумывать ничего не нужно. Было бы желание и намерение. Судя по опубликованным планам «Ташшахартрансхизмат», в оптимизацию и улучшение работы общественного транспорта в 2017 году не верится.
Румия Анварова, специально для Anhor.uz
Комментарии