Кун Маркверинг: для эффективного решения вопросов в сфере торговли людьми, необходимо укреплять международное сотрудничество

Кун Маркверинг: для эффективного решения вопросов в сфере торговли людьми

Интервью Куна Маркверинга, Международного менеджера Программ Управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии о ситуации в сфере борьбы с торговлей людьми в Центральной Азии.

Какова сегодня ситуация по торговле людьми в Центральной Азии?

Каждые два года в рамках своего мандата Управление по наркотикам и преступности ООН публикует Глобальный доклад по торговле людьми. Отчет, который вышел, в 2016 году, подтвердил, что этот вид преступности приобрел глобальный характер.  За 2014-2016 годы в мире было выявлено более пятисот потоков торговли людьми. В странах западной Европы были выявлены жертвы более чем из 137 стран мира.
Более 50-ти процентов всех жертв – это женщины и девушки, в основном они подвергаются сексуальной эксплуатации. Почти треть жертв – это  дети и подростки.

К слову, в этом году в рамках проведения всемирного дня борьбы с торговлей людьми, который ежегодно отмечается 30 июля, мероприятия прошли с фокусом на детей, на их потребности и защиту. 

Если говорить о Центральной Азии, то согласно данным Глобального доклада УНП ООН, в целом ситуация в регионе не самая благоприятная. Это связано с тем, что в Центральной Азии наблюдаются большие потоки миграции. В поисках работы и лучшей жизни люди уезжают из своих стран, в этой связи они попадают в зону риска, т.е. могут стать жертвами торговли людьми.

При этом в регионе преобладает тенденция, когда жертвами работорговли чаще становятся мужчины, которые нередко попадают в рабство, т.е. становятся жертвами трудовой эксплуатации.

Какую работу по противодействию торговле людьми в рамках своего мандата проводит УНП ООН?

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, которая была дополнена протоколами по противодействию торговле людьми и по борьбе с незаконным ввозом мигрантов, была ратифицирована государствами ЦА, и сегодня УНП ООН оказывает содействие правительствам стран региона в их реализации.

Это многовекторная работа. Прежде всего, она касается содействия в развитии и совершенствовании законодательства, мы проводим экспертизы, готовим аналитические документы для внесения необходимых изменений в соответствии с международными стандартами. Такая работа нами была проведена в Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане.

Недавно мы опубликовали анализ законодательства Туркменистана в области противодействия торговле людьми. В Кыргызстане мы оказываем активное содействие судебной реформе, в рамках которой были приняты новые кодексы, включающие статьи, связанные с торговлей людьми.
Также наша работа касается подготовки стратегических документов по предупреждению преступности и пресечению торговли людьми. Это очень важный вопрос. Здесь внимание уделяется вопросам информированности и повышения осведомленности населения о потенциальных рисках. Кроме того, в рамках государственных программ, которые действуют в разных странах Центральной Азии как Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, мы работаем над усилением межведомственного и международного сотрудничества, которое позволит более эффективно проводить расследования и судебное преследование в рамках дел, связанных с торговлей людьми.  

Торговля людьми — это скрытое преступление. Что нужно делать в странах Центральной Азии чтобы такое преступления не осталось безнаказанным?

В Узбекистане ежегодно суды рассматривают примерно 300-400 и больше уголовных дел, связанных с торговлей людьми. В других странах количество уголовных дел гораздо меньше. Несмотря на то, что количество зарегистрированных заявлений небольшое, мы знаем, что уязвимость стать жертвой есть, многие обращаются в кризисные центры.

Проведение расследований в этой сфере – это сложный процесс, который зависит от многих факторов, в частности от самих жертв. Зачастую, жертвы работорговли не чувствуют себя в безопасности и не готовы обращаться в правоохранительные органы и подавать заявление.

Независимо от пола, возраста, а также от формы эксплуатации, люди, ставшие жертвами торговли людьми, получают травмы, поэтому необходимо развивать чувствительность к их потребностям, создать систему для их поддержки. Также необходимо развивать потенциал правоохранительных структур, чтобы они могли выявлять и предупреждать такие ситуации. В рамках наших программ в Центральной Азии мы, как раз, этим и занимаемся.
В Кыргызстане и Туркменистане разрабатывается учебные пособия для обучения сотрудников органов внутренних дел, прокуроров и судей. В Узбекистане недавно мы запустили новый обучающий фильм «Жертвы, а не преступники», который подчеркивает роль прокуроров и судей в обеспечении судебного процесса, который не наносит ущерба правам, достоинству, физическому и психологическому благополучию жертв торговли людьми.
 
 
Каким образом обеспечивается предоставление взаимной правовой помощи между странами происхождения и назначения?

Торговля людьми носит транснациональный характер, когда преступление начинается в одной стране и заканчивается в другой. Это уже юрисдикция двух стран –  страны происхождения и страны назначения. Соответственно здесь необходимо развитие международного сотрудничества.
Недавно в Кыргызстане мы проводили международный семинар по предоставлению эффективной взаимной правовой помощи в уголовных делах, связанных с торговлей людьми и незаконным ввозом мигрантов.

Таким образом, УНП ООН способствовало созданию диалоговой площадки для поддержки укрепления международного сотрудничества между властями Кыргызстана и органами власти из стран происхождения, транзита и назначения, таких как Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Российская Федерация и Турецкая Республика. В семинаре приняли участие более 35 представителей органов прокуратуры и уполномоченных центральных органов, ответственных за международное сотрудничество и оказания взаимной правовой помощи с целью обсудить основные проблемы и разработать соответствующие рекомендации для обеспечения эффективного международного сотрудничества  в уголовном преследовании преступлений связанных с торговлей людьми.

Вопрос об усилении международного сотрудничества по вопросам расследования и преследования фактов торговли людьми и незаконного ввоза мигрантов, остается на повестке дня. Мы намерены оказать содействие в развитии двухстороннего сотрудничества компетентных государственных структур между странами происхождения лиц, пострадавших от торговли людьми, и странами назначения. 

Также важно поднимать вопросы незаконного ввоза мигрантов. В рамках борьбы с транснациональной организованной преступностью об этом виде преступления необходимо говорить в тесной взаимосвязи с другим видом преступления – торговлей людьми. Потому что зачастую незаконный ввоз мигрантов трансформируется в преступление, связанное с торговлей людьми в силу дальнейшей эксплуатации лица. И для правоохранительных органов очень важно это понимать и рассматривать совокупность различных преступлений.

Чего удалось достичь в рамках этой работы?

Мы рады отметить, что в Кыргызской Республике в 2017 году приняты новая Программа Правительства Кыргызской Республики по борьбе с торговлей людьми и План мероприятий по ее реализации на 2017-2020 годы.  Нашей задачей в данной сфере являлось оказание экспертной помощи и содействие процессу обсуждения с партнерами на уровне государственных структур и гражданского сектора. В результате, Программа Правительства Кыргызской Республики по борьбе с торговлей людьми и План мероприятий по ее реализации на 2017-2020 годы была утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики.   

Важным компонентом нашей работы является проведение обучающих мероприятий для сотрудников органов внутренних дел и системы уголовного правосудия, с целью развития навыков по проведению расследований и уголовного преследования такого рода преступлений. Данная работа проводится в Кыргызстане, Узбекистане и Туркменистане. В ближайшее время мы надеемся начать работу в Таджикистане.

Кроме того, при нашей поддержке, в Кыргызстане проведена работа по внедрению новой системы сбора данных государственной и административной статистики в сфере гендерного насилия и торговли людьми. Это позволит нам в будущем лучше отслеживать ситуацию, анализировать тенденции и разрабатывать целенаправленные меры по предупреждению торговли людьми и реагированию на них. В новых форматах отчетности имеется несколько важных нововведений. Например, государственные органы начнут собирать данные о распространенных формах эксплуатации, перенесенные жертвами торговли людьми.

Есть опыт в проведении информационных кампаний с целью повышения осведомленности местного населения о рисках торговли людьми. В частности, в Кыргызстане на местном уровне созданы координационные советы по противодействию торговле людьми, которые являются координирующим органом по консолидации усилий государственных органов и гражданского общества и мобилизации ресурсов для реализации Программы Правительства КР по борьбе с торговлей людьми на местах. В прошлом году состоялась кампания 100 дней против торговли людьми, которая объединила усилия всех сторон. Она координируется правительством КР, но в ней активно участвует и гражданское общество. В этом году мы планируем ее проведение во второй раз и пригашаем всех активно участвовать, чтобы мы могли укрепить сотрудничество и вместе искать эффективные решения.
 
Василина Бражко, координатор по связям с общественностью и работе со СМИ УНП ООН / РОЦА 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.