Когда граждане Узбекистана смогут позволить себе есть мясо

Источник: Iñigo De la Maza/unsplash.com

Цены на мясо в Узбекистане одни из самых высоких в странах СНГ и самые высокие в государствах Центральной Азии. Это, наряду с относительно низким уровнем доходов граждан, делает его потребление для значительной части населения республики просто непосильным для семейного бюджета. К сожалению, в Узбекистане не ведется подобная статистика, однако, по личным наблюдениям и беседам с людьми могу утверждать, что многие семьи употребляют мясные продукты довольно редко. 

Согласно проведенному в 2021 году Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований Узбекистана (ИПМИ) мониторингу минимальные цены на мясо в супермаркетах Ташкента выше не только относительно столиц, стран Центральной Азии, но и Москвы. В Киеве и Минске стоимость мяса ниже, чем в столице Узбекистана в 1,5 раза. В тоже время в одном из самых дорогих городов мира – Париже цены на самое дешевое мясо у местных ритейлоров выше по сравнению со столицей Узбекистана всего лишь на 29%, тогда как уровень доходов жителей французской столицы несопоставим с уровнем доходов подавляющего большинства ташкентцев.

Цены на говядину в супермаркетах в столицах стран СНГ и Европы, долл. США за 1 кг. Данные ИПМИ Узбекистана

Мясо необходимо для рационального питания детей

Специалисты полагают, что достаточное употребление мяса в пищу является чрезвычайно важным для поддержания, как физического, так и психологического здоровья человека. Но особую необходимость в его употреблении имеет подрастающее поколение, особенно дети. В мясе отмечено не только высокое содержание белка (протеина), обязательного компонента для их роста, но и легкоусвояемых минералов и витаминов, очень важных для психомоторного и интеллектуального развития.

Помимо этого, без достаточного употребления мяса у формирующихся организмов снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям и другим внешним факторам. Например, к таким актуальным на сегодняшний день, как загрязнение воздуха, изменение климата. Надо также учесть увеличение негативной для детской нервной системы информации: конфликты родителей, их нервные срывы на своих отпрысках, буллинг (школьная травля), интернет-троллинг и т.д.

Как дорожало мясо в Узбекистане

Большинство родителей «благодаря» высоким ценам не могут обеспечить необходимым уровнем потребления мяса даже своих детей, не говоря уже о себе. При этом стоимость мясных продуктов в республике продолжает расти год от года. Так, по данным Госкомстата Узбекистана, средние цены на говядину выросли за 2021 год на 10,4%, баранину – на 9,1% (при общей инфляции на продовольственном рынке в 13%), 2020 год – соответственно на 21,1 и 25,6% (15,3%), 2019 год – 26,6 и 25,3% (18,6%), 2018 год – 26,9 и 24,6 процента (14,9%).

Как видно из этих показателей темпы роста стоимости мяса значительно опережают среднее увеличение цен всей продуктовой линейки. В минувшем году удорожание мяса несколько снизилось по сравнению с предыдущими годами, это, возможно, произошло из-за того, что население просто уже неспособно финансово поддерживать прежние показатели инфляции, и еще больше ограничивает себя в его употреблении. По последним данным Госкомстата, на 16 февраля в различных регионах Узбекистана минимальные и максимальные цены на говядину с костями на дехканских рынках зафиксированы на уровне от 45 до 68 тыс. сумов за кг, на баранину – от 54 до 80 тыс. сумов за кг.

Санкции Казахстана из-за цен на мясо

Высокие цены на мясо в Узбекистане даже привели к торговой войне с Казахстаном, животноводам которого стало значительно выгоднее экспортировать живой скот в Узбекистан. Это привело в свою очередь к росту цен на мясо на казахстанском рынке. Так, говядина подорожала у соседей за 2019 год на 16,2%, баранина – на 16,9%. Уровень удорожания мяса в соседней стране существенно ниже, чем в Узбекистане, но власти Казахстана отреагировали не в пример нашему правительству значительно быстрее и решительней.  В 2020 году они ввели полный запрет на вывоз со своей территории живого поголовья крупного и мелкого рогатого скота всех половозрастных групп. А ведь на долю Узбекистана приходилось 78% казахстанского экспорта крупного рогатого скота.

Узбекистан в 2019 году увеличил импорт крупного рогатого скота в натуральном выражении в 2,6 раза до 145,7 тыс. голов, в стоимостном – в 2,1 раза до $122,5 млн, в том числе из Казахстана – соответственно в 3,1 раза до 120,3 тыс. голов и в 3,7 раза до $69 млн. Как видно из этих показателей, в соседней стране скот закупался на порядок дешевле, относительно других государств. Но в результате введения Казахстаном вышеуказанных санкций Узбекистан уже по итогам первого полугодия 2020 года резко сократил импорт крупного скота: на 76,8% до 17,4 тыс. голов.

Поголовье скота и производство мяса в Узбекистане

По данным Госкомстата, поголовье крупного рогатого скота (КРС) в Узбекистане увеличилось за последние четыре года на 9,2% и достигло на 1 января 2022 года 13,56 млн голов. В частности, в 2018 году рост составил 2%, в 2019 году – 1,2%, в 2020 году – 1,8%, в 2021 году – 3,1%. При этом поголовье КРС в дехканских (личных подсобных) хозяйствах выросло с начала 2018 года до конца 2021 года на 6,8% до 12,47 млн голов. Как видно, понемногу, но верно доля дехкан в разведении КРС снижается: с 94% в 2018 году до 92% в 2021 году.

В свою очередь, поголовье овец и коз в республике увеличилось за четыре года на 11,6% до 23,07 млн голов, в том числе в 2018 году – на 3,1%, в 2019 году – 1,9%, в 2020 и 2021 годах – 2,7%. Поголовье мелкого рогатого скота в личных подсобных хозяйствах выросло с начала 2018 года до конца 2021 года на 5,1% до 18,43 млн голов, а их доля в общем поголовье снизилась с 84,8% до 80% в 2021 году.

Производство мяса в живом весе в Узбекистане за четыре года возросло на 15,8% до 2,64 млн тонн, в том числе в 2018 году на 5,7%, в 2019 году – на 1,4%, в 2020 году – на 2,1%, в 2021 году – на 4,8%. Здесь также основное производство приходится на дехканские хозяйства, доля которых при этом неизменно падает: с 92,6% в 2018 году до 89,3% в 2021 году. Все это говорит, что экспансия фермерских хозяйств в животноводческом секторе страны постепенно нарастает. Причинами этому могут служить, например, более высокая организация и квалификация ведения хозяйства, доступность к качественной кормовой базе, а также возможность привлекать и погашать кредитные средства.

Иностранных кредитов много, эффективность низкая

Только за последние годы сразу два авторитетных международных института – Всемирный банк и Азиатский банк реализуют в Узбекистане проекты по развитию животноводства. Общий объем их финансирования составляет $300 млн. В то же время ВБ и АБР, наряду с другими международными организациями финансируют и другие проекты в сельском хозяйстве республики, которые так или иначе затрагивают и сектор животноводства. Всего на его развитие Узбекистану по разным оценкам было выделено за годы независимости от $500 млн до $1 млрд иностранных кредитов. А результатов, практически, нет.

Несмотря на это, 16 февраля 2022 года на видеоселекторном совещании по обсуждению приоритетных задач в животноводстве, президент Узбекистана поручил привлечь у международных финансовых институтов еще $500 млн кредитных средств на развитие этого сектора сельского хозяйства Узбекистана. И что-то мне подсказывает, что их эффективность будет такая же низкая. Коррупция, хищения, кумовство и другие пороки нашей государственной системы сводят на нет эффективность инвестиций, и борьба с ними так и не стала приоритетом политики Узбекистана.

Потребление, производство и экспорт мяса в мире

В Узбекистане нет данных, во всяком случае, в открытых источниках, по среднедушевому потреблению мяса, как нет данных по процентному соотношению граждан, которые едят мясо, например, раз в день, раз в неделю или раз в месяц. Например, в мире среднее потребление мяса на душу населения выросло по последним доступным данным Phys.org с 29,5 кг в год в 2000 году до 34 кг в 2019 году. Больше всего мяса на одного человека употребляют в Австралии – 88,2 кг в 2000 году, 89,6 кг в 2019 году. В десятку лидеров также входят США, Израиль, Аргентина, Уругвай, Бразилия, Новая Зеландия, Чили, Канада, Малайзия. Отметим, что четыре южноамериканских государства никак не отнесешь к странам с высоким уровнем жизни. При этом четыре страны из этого списка являются одними из лидеров в производстве мяса: США (1 место с 20 процентами мирового производство мяса), Бразилия (2 место, 15 процентов), Аргентина (6 место, 4,5 процента) и Австралия (7 место, 4 процента).

Многие из вышеперечисленных стран занимают ведущие позиции и по экспорту мяса. В частности, по продажам в другие страны говядины первенство держат Бразилия – 2,2 млн тонн в год, Индия – 1,8 млн тонн, США и Австралия – по 1,5 млн тонн. Среди лидеров по экспорту баранины значатся Новая Зеландия, Австралия, Великобритания, Ирландия. По экспорту свинины – Китай, ЕС, США, Бразилия, мяса птицы – Бразилия, США, ЕС, Таиланд. По экспорту конины – Австралия, Канада, Казахстан, Парагвай.

Импорт мяса

Импорт мяса осуществляется странами, которые не способны сами удовлетворить свои потребности. Интересно, что в некоторых случаях экспортируется и импортируется тот же тип мяса. Например, страна может экспортировать свинину и в тоже время импортировать ее. Это объясняется сложностью экономических отношений, когда производители решают продать свою продукцию на внешний рынок по определенным причинам. В таких случаях, для обеспечения нужного предложения требуется импортировать тот же продукт, чаще всего дешевле. Иногда это связано с наличием производственных мощностей, которые позволяют ее переработать.

Импортируют мясо все страны, отличается только количество, которое они закупают. Распространена схема продажи своей продукции дороже и закупки сырья низкого качества с существенной разницей в цене. Практика показывает, что в некоторых случаях страна становится крупным экспортером, если местные жители употребляют продукт в малом количестве или не едят его вообще. Например, Индия, в которой говядину по религиозным соображениям практически не едят. Где-то присутствует продуктивное выращивание, а где-то результат достигается путем увеличения количества поголовья.

Узбекистан не исключение и также импортирует охлажденное или замороженное мясо. Так, в январе-ноябре 2021 году его закупки в других странах выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 43,7% до 27,6 тыс. тонн. Основным поставщиком мяса в нашу страну по итогам 11 месяцев прошлого года стала Беларусь – 82%. Напомним, что 3 февраля 2022 года Сенат одобрил закон, который президент еще должен подписать, о продлении до 30 апреля нулевой ставки НДС на импорт и оборот живого скота и продуктов его убоя.

Прогнозы развития мясного рынка на мировом уровне

Растущее население земли создает серьезный спрос на мясо и мясные продукты. В таких условиях производители стараются соответствовать ожиданиям потребителей. В то же время не всегда хватает всех необходимых ресурсов для развития животноводства. Кому-то не позволяет развиваться в этом плане местная политика, другие не видят смысла вкладывать деньги в такое рискованное для бизнеса направление.

Прогнозы по объемам производства, потребления и экспорта основываются не только на показателях предыдущих лет, но и на ряде других факторах. Например, темпы роста населения в странах-мировых лидерах по производству, потреблению и экспорту, нарушение торговых цепочек по реализации живого скота и продуктов его убоя, кормов и медицинских препаратов из-за пандемии, а также двусторонние и многосторонние торговые войны.  Если следовать вышеуказанным факторам стоит рассчитывать на постоянный, но невысокий рост выращивания, достаточно значительное увеличение потребления за счет роста население, при падении объемов экспорта до 50%.

Причины роста цен в Узбекистане

Причин высокой стоимости мяса может быть несколько, многие из которых носят системный характер. Назовем основные:

  • снижение посевных площадей под кормовые культуры, и соответственно увеличение импорта кормов и отсутствие стабильной кормовой базы.
  • низкий уровень профессиональной квалификации животноводов, особенно если учесть высокую долю индивидуальных подсобных хозяйств в отрасли. При этом привлекать специалистов извне дехканам попросту «не по карману».
  • Высокая стоимость услуг животноводческой ветеринарии при довольно низком качестве обслуживания.

К сопутствующим причинам, воздействие которых на рост цен может быть даже большим, необходимо отнести высокий уровень коррупции в органах местной власти. Это в первую очередь районные администрации (хокимияты) и органы правопорядка. Зачастую родственники их руководства имеют свои животноводческие хозяйства, которым предоставляются особые привилегии, например, особый доступ к кормовой базе, квалифицированным услугам ветеринарии, льготным кредитным ресурсам, рынкам сбыта. Давно пора признать, что во многих районах сохранился практически феодальный строй, позволяющий обогащать власть имущих всеми мыслимыми и немыслимыми способами, нанося значительный ущерб как местному народному хозяйству, так всей экономике страны.

Что же делать?

В животноводческую отрасль привлекаются огромные кредитные ресурсы и, исходя из реалий сегодняшнего дня, крайне необходимо обеспечить прозрачность их распределения на местах, в том числе за местными отделениями коммерческих банков, рефинансирующих кредиты, а также полностью устранить влияние на этот сектор местной власти. Помимо этого, крайне важно «жесткой рукой» убрать все препоны для развития здоровой конкуренции применяя все доступные карательные меры. Все жалобы дехкан и фермеров взять под особый контроль Генеральной прокуратуры. Собственники хозяйств должны, наконец, почувствовать настоящую, а не эфемерную защиту государства.

Будет полезно уделить особое внимание вопросам повышения квалификации животноводов как в животноводстве, так и в финансах посредством организации и проведения для них краткосрочных курсов. В этом могут помочь как академические специалисты, так и успешные фермеры, которые могут поделиться опытом со своими менее успешными коллегами.

В изучении опыта мировых лидеров по выращиванию скота и производства мяса могут помочь многие международные организации, которые могут покрыть финансовые издержки на приезд иностранных специалистов, возможно даже на длительные сроки. Можно будет использовать также нестандартные ходы. Крайне эффективно будет распределить области Узбекистана под специалистов конкретной страны. Например, в Андижанскую область командировать бразильцев, Ферганскую – аргентинцев и т.д., и организовать нечто вроде соревнования. Можно даже закрепить за одной страной несколько регионов.

Да, на первый взгляд это может показаться не совсем реальным, но зачастую именно такие «бредовые» идеи и дают впечатляющие результаты. Также надо учитывать, что они, несомненно, вызовут интерес, не только со стороны местных СМИ и стран участников, но и ведущих мировых масс-медиа. Так что беспристрастный и высокоэффективный контроль гарантирован. Не следует забывать и о простом человеческом азарте, как конкретных иностранных специалистов, так и руководства, и жителей их стран. Поверьте, о таком беспрецедентном соревновании, и соответственно о нашей стране узнает весь мир, и несомненно найдется немало желающих его профинансировать.

Диёр Камилов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.