Минкультуры попыталось оправдать снос мавзолея XII века в Каракалпакстане. У общественности много вопросов
«Снос мавзолея – вынужденная мера», – заявил начальник региональной государственной инспекции по Каракалпакстану главного научно-производственного управления по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства культуры Куанышбек Шарипов, пишет Kun.uz со ссылкой на газету «Народное слово».
В материале газеты отмечается, что за столетия мавзолей (постройка датируется XIII–XIV веком нашей эры) обветшал и находиться внутри него стало небезопасно. Грунтовые воды и дожди размыли древнюю постройку, и она могла обрушиться в любой момент. Работы по реставрации памятника, начатые в 2016 году, были приостановлены в связи с невозможностью их продолжения.
«Два купола почти полностью разрушились, глинобитные стены истончились. Местное население забило тревогу еще несколько лет назад, обратившись с просьбой сохранить уникальный памятник», – отметил Шарипов.
По его словам, созданная комиссия, побывав на месте, «приняла решение о проведении работ по возведению нового здания мавзолея».
Велись они проектной организацией «Мерос чашмаси», созданной при НПУ по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства культуры.
«Работы начались весной прошлого года, и включали в себя возведение новых стен, куполов, благоустройство территории, реконструкцию самой усыпальницы, где по преданию покоится богатырь Шамунаби», – сказал Шарипов.
Оставить памятник в первоначальном виде, по словам Шарипова, означало обрести его со временем на полное разрушение.
Как говорят сотрудники НИИ гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана, представители комиссии из Ташкента за консультацией к ним не обращались, хотя еще несколько лет назад с археологами согласовывали вопросы, связанные с сохранением объектов культурного наследия.
Так, к примеру, их мнение было услышано при проведении одного из музыкальных мероприятий на территории Элликкалинского района. Организовать его планировалось в непосредственной близости к Топрак-калъе, уникальному памятнику времен зороастризма. Сотрудникам института тогда удалось убедить устроителей перенести действия в другое место, сохранив тем самым городище от возможного разрушения.
Сегодня археологи признают: что сделано, то сделано и прежним мавзолей уже не будет никогда. Но перед тем как браться за другие объекты, важно взвесить все «за» и «против», а для проведения реконструкции приглашать более компетентных специалистов, резюмирует издание.
Общественный деятель и ценительница древних искусств Узбекистана Лилия Николенко задает точные и компетентные вопросы «реставраторам» мавзолея Шамунаби.
Процитировав пояснения К. Шарипова, она спрашивает:
1) Кто были эти члены комиссии, решившие снести древний мавзолей? Конкретно по каждому: их образование, специальность и их уровень компетенции для экспертизы состояния исторического архитектурного объекта 12 века?
2) Готовы ли показать заключение комиссии о сносе вместо реставрации, со всеми необходимыми выкладками, расчетами, обоснованиями и фотографиями?
3)Какие рассматривались предложения по реставрации до принятия решения о сносе? Технические решения по укреплению здания, конструкции, дренажные системы, растворы, чертежи и прочие положенные вещи — предоставить могут? И какие они знают вообще техники и приемы реставрации древних объектов?
4) Почему новое здание построено именно на месте исторического объекта, а не рядом, где пространство позволяет построить по бокам от старого еще по паре таких же
5) К кому конкретно из профессиональных архитекторов-реставраторов обращались за консультацией по сохранению объекта?
6) Сколько бюджетных и внебюджетных средств израсходовано на новую постройку, и по какой статье эти средства значатся, как средства конкретно на реставрацию или средства на новое строительство ?
Понятно, что пришли в мавзолей несколько чиновников, огляделись, сказали крыша, когда дождь течет, новый мавзолей строить надо.
В Нукусе народ рассказывает, что конкретно была сказана фраза:
«Туристы любят кирпичи»
К слову о кирпичах . Привезти прораба и сделать расчет стоимости простой кирпичной постройки 40 х 5 х 4 м с семью куполами и примитивным порталом — несложно. Тем более там непонятно как купола выполнены. Они не кирпичные, как положено в наших традициях, там непонятно что. Помимо того одна двухстворчатая дверь, окон нет. Еще в куполах окошки маленькие — то ли «Акфа», то ли «Экопен».
Эти вопросы возникают у любого образованного человека и требуют обстоятельных и обоснованных ответов.
Как говорится без комментариев, особенно насчет Акфа и Экопен.
Комментарии