Мягкие навыки на карантине

Мягкие навыки на карантине

Закрытие учебных заведений страны на карантин стало большой неожиданностью для учащихся, учителей и, в особенности, для чиновников. Отдадим должное усилиям государства по изменению формата предоставления образовательных услуг и переводу на дистанционную форму обучения.  Сегодня государственные и частные телевизионные каналы запускают учебные программы, институты, лицеи и школы внедряют в практику виртуальные уроки. Вероятность того, что и экзаменационные практики будут осуществляться виртуально, сигнализирует о возможно затяжном характере проблемы.
 
А как быть с внеаудиторными занятиями? Участие студентов во внеаудиторной работе —  в спортивных состязаниях, занятиях пением, танцами, музыкой, читательских клубах, интеллектуальных и благотворительных проектах, рассматриваемые в мире как важный аспект образовательного процесса, обеспечивающего сбалансированное образование.
 
Учитывая то, что внеаудиторные занятия являются одним из основных ресурсов, формирующих навыки студентов, лучшие учебные заведения мира инвестируют значительные ресурсы в развитие и поддержку внеаудиторной деятельности своих студентов. Получившие свое начало во второй половине 20 века Soft skills, переводимые как «мягкие» или «гибкие» навыки, только в 21 веке набирают популярность в мире. «Мягкие» навыки — это комплекс неспециализированных (надпрофессиональных) важных для карьеры навыков, отвечающих за успешное участие в рабочем процессе и не связанных с конкретной предметной деятельностью.
 
В марте 2019 года Президент озвучил Пять инициатив, направленных на систематизацию и повышение эффективности внеаудиторной работы в стране. Согласно Инициативам, в 2020 году вовлеченность молодежи в социальные и культурные проекты должна достичь двух миллионов людей в возрасте от 14 до 30 лет. Хочется верить, что у этого документа нет срока давности, поскольку занятия в области культуры и искусства, формируя художественный вкус у молодежи, способствуют и развитию таких навыков как креативность и творческое мышление.

Без сомнения, привлечение и удержание талантов в ближайшем будущем станет главной стратегической задачей бизнеса. Руководство большинства компаний стремится к тому, чтобы нанимать, удерживать и продвигать работников с высоким уровнем развития «мягких» навыков.
 
Так как же быть, если учебные заведения сегодня не организуют внеаудиторные занятия и тысячи учащихся лишены возможности развития навыков, общения, реализации идей? Для реализации «Инициатив» Президента учебным заведениям необходимо организовать формат дистанционной, системной формы организации внеаудиторной работы.

Нельзя допустить того, чтобы вызов, проверяющий сегодня человечество на прочность, способствовал девальвации «мягких» навыков, начавшихся формироваться у студентов за время предыдущего штатного режима учебы. Кроме того, подобное решение вопроса способствует предотвращению стресса и других проблем, которые неизбежно могут возникнуть в результате изоляции студентов и дефицита их общения со сверстниками и наставниками. Подобный формат общения – это локальный (осуществляющийся в рамках отдельных институций) способ работы дистанционной с молодежью, который невозможно заменить существующими сегодня в стране и мере предложениями.
 
Мероприятий, предпринимаемых в условиях карантина и способствующих расширению доступа к дистанционным курсам достаточно. Американская компания онлайн-образования Coursera 12 марта с.г. объявила о предоставлении любому университету в мире бесплатный доступ к ее 3 800 курсам.  В Узбекистане также организованны телеуроки, Союз молодежи Узбекистана объявил о запуске интернет ресурсов для молодежи и др. Однако, коронавирус диктует пересмотреть отношение к дистанционному формату обучения и перейти от «пожарного» к «системному» подходу, благо, мирового опыта достаточно. 
 
Сейчас самое время для реализации на практике эффективных механизмов дистанционного образования и внеаудиторной деятельности еще и потому, что вырисовывается еще одна социальная проблема, связанная с приостановкой внеаудиторной деятельности – это грядущая безработица, специалистов, работающих в этой сфере. Переведя профессорско-преподавательский состав на удаленный режим, надо помнить и о том, что сотни специалистов (спортивные тренеры, музыкальные работники, руководители технических кружков, репетиторы и др.), работавших в сфере внеаудиторной работы, внезапно остались без средств к существованию. Предложение оформить трудовой отпуск, которое сейчас используется повсеместно, как единственная возможная мера, не может быть решением данной проблемы. Это социальный вопрос, требующий взвешенного решения, особенно с учетом того, что эти специалисты могут быть единственными кормильцами своих семей.
 
Организация дистанционной внеаудиторной работы в учебных заведениях страны – реальная возможность для постоянного контакта со студентами и учащимися страны. Это возможность для продолжения начатых проектов в социальной, культурной, научно-технической и других областях, это шанс реализации молодежных инициатив. Помимо всего, это предотвращение потенциальной социальной проблемы, которая может возникнуть в результате вынужденной безработицы для сотен специалистов страны.

Алишер Сабиров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.