«О сколько нам открытий чудных»: о плюсах и минусах дистанционного образования в Узбекистане

«О сколько нам открытий чудных»: о плюсах и минусах дистанционного образования в Узбекистане

Карантин, стихийные бедствия в Узбекистане обнажили проблемы в системе школьного и высшего образования. Журналист Anhor.uz пообщалась с учителями школ и преподавателем вуза и собрала их мнения.

О трудностях

Татьяна Кандаурова, учитель начальных классов школы №94 в Ташкенте

Количество уроков и учащихся не изменилось. Появились трудности технического характера, сказывается отсутствие компьютеров и быстрого интернета у некоторых учащихся и учителей. Обратная связь стала затруднительной – проверка заданий теперь проходит сложнее, что увеличило затраты времени на эту часть работы.

Если в семье два-три ученика, а телеуроки у разных классов идут одновременно, то возникает проблема, поскольку, зачастую, в семье один телевизор. Мы регулярно сообщаем родителям расписание телеуроков и уроки обычно повторяются. Если ребенок пропустил – то есть возможность посмотреть телеурок в интернете. Если такой возможности нет, то мы пересылаем им записи уроков через мессенджеры.

Одна из самых больших проблем – скорость интернета. У каждого учителя, не только у той, которая залезла на крышу из-за низкого качества интернета, есть свои приемы решения данного вопроса. Здесь выручает кооперация учителей и родителей – опыт дистанционного обучения укрепил связи между родителями и учителями.

Карина Арутюнова, учитель Государственной специализированной общеобразовательной школы профильного трудового обучения

Процентное соотношение увеличения нагрузки у учителей варьируется в зависимости от количества часов, объема материала возрастной аудитории и отношения самого учителя к данному процессу. Но несмотря на это, нагрузка увеличилась в разы буквально для всех. Особенно для педагогов, не очень хорошо владеющих инновационными технологиями, как правило это учителя более старшего возраста. На мой взгляд, онлайн-обучение, как бы современно и актуально оно не звучало на сегодняшний день, не заменит живого общения учитель-ученик, которое особенно важно в начальной школе.

Зульфия Тухтаходжаева, преподаватель УзГУМЯ и Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы

Недавний ураган в Бухаре создал серьезную проблему – были повалены столбы и деревья, люди в городе остались без электричества и интернета, поэтому наши бухарские студенты не смогли своевременно сдать тесты. Дистанционное образование, таким образом, поставило проблему бесперебойного электроснабжения и устойчивого, быстрого интернета.

О системе Kundalik и Moodle

Татьяна Кандаурова, учитель начальных классов школы №94 в Ташкенте

Основные проблемы при работе с системой Kundalik – технические, потому что система, все ещё работает в тестовом режиме. Для меня, как учителя начальных классов, проблема в работе с системой состоит в том, что первоклассники не могут самостоятельно зайти в систему Kundalik и посмотреть домашнее задание, прикрепить файлы ответов. То есть для работы с системой нужно участие взрослых. Родители, конечно, те, которые сидят дома с детьми, помогают. Но есть родители, которые работают врачами, в государственной системе, иногда сверхурочно, и им, а также их детям приходиться сложнее.

Если ребенок что-либо не понял, я обязательно объясняю с помощью голосовых сообщений и фотографий, а иногда просто по телефону. Мы всегда на связи.

Карина Арутюнова, учитель Государственной специализированной общеобразовательной школы профильного трудового обучения

Платформа Kundalik в целом продумана достаточно хорошо. И со стороны педагога, и со стороны ученика (родителя). После сложного периода адаптации и абсолютного непонимания, наступает период осознания, что все не так страшно. Было бы хорошо, если бы увеличился допустимый размер загружаемого файла, 10 мегабайт – это очень мало.

Родители часто жалуются на то, что у них не прикрепляются и не отправляются видео с ответами детей. В этих случаях на помощь приходит Telegram.  Я знаю, что многие коллеги работают только через Telegram, а потом заносят оценки в Kundalik. На мой взгляд, это не только неудобно, но и увеличивает объем работы учителя.

Зульфия Тухтаходжаева, преподаватель УзГУМЯ и Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы

Сейчас обучение проходит на платформе Moodle. В целом, это хорошая платформа, с которой я давно знакома, но она сложная и требует времени для изучения. Педагогический состав еще не готов к работе на этой платформе, не говоря уже о студентах. Кроме того, в вузах не хватает ИТ-специалистов, готовых прийти на помощь в случае технических проблем. Два-три специалиста на один вуз – это очень мало, они разрываются между студентами и учителями. Также, чтобы наладить устойчивую систему онлайн-обучения, надо чтобы каждый вуз имел надежные и современные серверы. Иначе технические сбои в процессе обучения сильно снижают эффективность преподавания, а следовательно – усвоения знаний.

О плюсах и минусах дистанционного образования

Татьяна Кандаурова, учитель начальных классов школы №94 в Ташкенте

Мы оказались в такой ситуации впервые. На курсах повышения квалификации нас не учили как вести онлайн-уроки, как работать дистанционно. Опыт приходит в процессе работы.

Считаю, что ошибки, особенно те, которые были в начале процесса, учтены. Сейчас телеуроки стали более полноценными и разнообразными. Эти уроки стали интересны и учителям, ведь это своеобразный мастер-класс. Нужно перенимать опыт, и он пригодится не только в таких «экстремальных» условиях. Ценность опыта гораздо больше, чем те недочеты, которые были.

Карина Арутюнова, учитель Государственной специализированной общеобразовательной школы профильного трудового обучения

Я считаю, что сама идея онлайн-уроков – прекрасное начинание, которое наше государство стало реализовывать не только впервые, но и первым из стран СНГ.  Это большая помощь и подспорье не только учителям, но и родителям. Но, как и любое дело, ранее не проводимое, оно имеет множество проколов и недочетов. Как говорил Теодор Рузвельт: “Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает”. А учителя, принимающие участие в данном проекте, такими, поверьте, не являются.

Говорю об этом как человек, знающий проблему изнутри, участвующий в данном процессе и переживающий все нюансы «телевизионной эпопеи. Лично я благодарна сложившейся ситуации, хотя бы потому, что она помогла мне узнать и поближе познакомиться со многими талантливыми учителями нашего города и многому у них научиться. Спасибо Вам, коллеги.

Зульфия Тухтаходжаева, преподаватель УзГУМЯ и Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы

По идее, система образования должна быть самой прогрессивной и наиболее мобильной для перехода с одного метода обучения на другой. Однако, мы этим пока не можем похвастаться. Для эффективности реформ и повышения уровня преподавания нужно создавать соответствующие условия. Например, нынешняя ситуация показала, что страна ещё не готова переходить на онлайн-обучение.

Подготовила Дана Опарина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.