Образование в сфере журналистики нуждается в реформе?

Образование в сфере журналистики нуждается в реформе?

Общество, тем более демократическое  нуждается в качественной журналистике, которая сама по себе не появляется, для этого необходимы условия, одним из которых является образование журналистов. Нуждается ли эта сфера в реформировании, какие проблемы и перспективы  у факультетов журналистики? Размышлениями  доктора экономических наук Усмана Шарифходжаева, Anhor.uz начинает  цикл статей о проблемах развития журналистики в Узбекистане и готов стать площадкой для обмена мнениями на эту тему.

В ходе видеоселекторного совещания в конце марта Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подверг резкой критике работу местных телеканалов. Несмотря на то, что в стране нет системы оценки телерейтингов очевидно — аудитория местных телеканалов падает. Непрофессионализм, низкокачественный контент, слабое  продвижение медиа продукции, а самое главное устоявшийся неторопливый и неоперативный стиль работы, зачастую отталкивает зрителей от продукции национальных телеканалов. После критики были замечены некоторые изменения в работе национальных телеканалов – начала изменятся подача новостей, появились новые форматы, однако стало понятно — по-новому могут работать не все участники процесса.
 
Конечно, сегодня в системе масс-медиа есть и позитивные изменения — открываются новые телеканалы, активно работают электронные СМИ, ряд медиаресурсов  осваивают современные технологии и социальные сети. Конечно, всё это требует квалифицированных специалистов.
 
Обучение журналистов в Узбекистане осуществляется в трёх университетах — Национальном университете, Узбекском государственном университете мировых языков и Каракалпакском государственном университете.

В учебных планах стараются охватить разносторонние  предметы. Данная практика, с одной стороны, позволяет обучить и поведать студентам обо всех возможных направлениях журналистики, однако с другой стороны, делает из студента «универсального солдата», который зачастую не получает определенной специализации. Понятно, что дежурным обновлением учебных планов и организацией семинаров можно будет сделать косметический ремонт системы, однако это не будет способствовать развитию медиа индустрии в целом.
 
Уже сейчас стране нужны современные медиа продюсеры, медиа бренд и контент менеджеры, которые должны выводить национальное телевидение на новый уровень. Для того, чтобы данная сфера смогла конкурировать в будущем, необходимо начинать реформы уже сейчас.
     
А не пора ли собрать всех под одной крышей?
 
В последние месяцы в стране наблюдается децентрализация системы управления образования. В целях улучшения интеграции образования и производства (практики) многие учебные заведения передаются в введение непосредственных потребителей кадров.
 
Поскольку подготовка журналистов ведется в трёх различных учебных заведениях, не пора ли объединить их в отдельное учебное заведение, в стенах которого будет вестись подготовка специалистов для печатных и электронных СМИ, теле- и радиоиндустрии.
           
Медиа сфера – это тоже бизнес
 
В стране нет системы подготовки профессиональных медиа управленцев, а также специалистов сферы маркетинга СМИ. Очевидно, пора внедрить такие специальности как «Менеджмент СМИ», «Маркетинг медиа продукции». Тем более, что опыт специализации по отраслям уже имеется — так, в ряде учебных заведениях внедрены такие направления как менеджмент физической культуры и спорта, менеджмент в сфере культуры и искусства, метрология, стандартизация и менеджмент качества продукции, менеджмент в сельском хозяйстве, экономика и менеджмент в сфере информационно-коммуникационных технологий. Возможно, СМИ тоже могут рассчитывать на своего целевого менеджера.
 
Нет предела совершенству
 
По темпу развития и обновления медиа индустрию можно сравнить со сферой информационных технологий. То есть, в данной сфере ежедневно появляется что-то новое, поэтому вопрос повышения квалификации работников медиа сферы, а также преподавателей профильных направлений  является одним из самых главных при реформировании журналистского образования.
 
Сегодня, повышение квалификации преподавателей, вовлеченных в процесс обучения будущих журналистов, ограничивается одним направлением — «Журналистика и коммуникации». Необходимо внедрить совершенно новую систему повышения квалификации, понимая, что преподаватель, который готовит будущего журналиста, нуждается более частом обновлении знаний, нежели преподаватель других фундаментальных наук. А также рассмотреть возможность диверсификации направлений на курсах повышения квалификации, исходя из специфики — теле, радио, печатные и электронные СМИ.
 
Усман Шарифходжаев,
доктор экономических наук

 
 
 
       

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.