Общественный совет — альтернатива беззубым Кенгашам?
2018 год ознаменовался новым для узбекистанского общества явлением – Общественные советы при хокимиятах. Пилотным стал Мирзоулугбекский район, а теперь Совет возник и в городском хокимияте. Восторг граждан, выплеснувшийся в социальные сети, выявил низкий уровень политической культуры и знаний. Люди возлагают на Советы большие надежды и полагают, что это приведет к решению проблем. Мало кто помнит, что подобный Совет возник в России, в него вошли известные персоны. После пары заседаний Совет канул в Лету. Полагаю, что и в Узбекистане Общественные советы постигнет та же судьба.
В Узбекистане функцию общественного контроля, критики и корректировки действий исполнительной власти должны, по своей сути, выполнять Кенгаши народных депутатов.
Кенгаши народных депутатов являются представительными органами государственной власти и, согласно системе сдержек и противовесов, уравновешивают органы исполнительной власти. Они от имени избравших их граждан обязаны держать исполнительную власть под контролем, требовать исполнения намеченных планов, следить за распределением бюджетных денег, принимать решения по самым важным вопросам жизни города или района. Согласно статье 24-ой Закона РУз «О государственной власти на местах» Кенгаши имеют право вмешиваться, требовать отчета и внесения корректив по любым вопросам, которые они сочтут необходимыми.
Сила Кенгаша в том, что депутатов, многое обещавших избирателям в ходе предвыборной кампании, избирали на основе статьи 117 Конституции Узбекистана в соответствии с выборным законодательством. Это же законодательство обязывает депутатов регулярно отчитываться перед своими избирателями.
Например, в Мирзоулугбекском районе избран Кенгаш из 30 депутатов. Однако, публичной информации об их деятельности нет. Организация Общественного совета указывает на то, что депутаты исполняют свои обязанности из рук вон плохо.
Ташкентский городской Кенгаш народных депутатов также не имеет ни своего сайта и никак не представлен на сайте Городского хокимията. Выборы состоялись в 2014 году, но уже невозможно найти ни списков народных депутатов, ни планов их работ. Поэтому логично возникла необходимость создания Общественного совета при городском хокимияте. Совет возглавил бизнесмен Хикмат Абдурахманов, который, к слову, баллотировался на выборах 2014 года в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса. Возможно, на новых выборах ему повезет больше и успехи на общественном поприще помогут ему набрать опыт, необходимый в будущем. Если он сохранит свое стремление стать законодателем.
Возможная причина пассивности депутатов всех уровней кроется в том, что в Узбекистане, начиная с уровня области (а город Ташкент имеет статус наравне с областями) система разделения властей грубо нарушена – руководитель исполнительной власти является, в то же самое время, и руководителем Кенгаша, т.е. представительной власти. То же самое творится и на районном уровне. К тому же депутатами избираются люди, многие из которых напрямую зависят от хокима: директора школ, начальники управлений, председатели махаллинских комитетов и т.д.. Получается парадоксальная ситуация, когда хоким отчитывается перед организацией, которой он сам руководит и перед своими подчиненными. Поэтому, ясно, что все отчеты проходят гладко без всяких проблем и лишних вопросов.
Юридическая защищенность депутатов, особенно сам механизм их защиты от преследований, например, со стороны хокима тоже не проработан. Поэтому облеченные властью, формально имеющие юридическую неприкосновенность депутаты, которые в составе различных комиссий и комитетов могут обсуждать проблемы развития территории, жилищно-коммунальное хозяйство, экологические проблемы, состояние преступности и другие, предпочитают не создавать проблем ни себе, ни хокиму.
Если бы в Ташкенте, его районах депутаты Кенгашей остановили безымянных дровосеков, призвали к ответу конкретных руководителей хокимиятов, его управлений, руководителей Госкомприроды, санэпиднадзора и прочих чиновников, забывших о своем долге служить гражданам, Общественные советы не понадобились бы.
Общественных советов, с точки зрения юридических полномочий практически нет в правовом поле как силы, с которой кто-либо обязан считаться. Это, скорей всего механизм для «выпуска пара», как говорят опытные чиновники, поднаторевшие в искусстве создавать имитацию бурной деятельности. И, скорее всего, это явление временное, которое исчезнет, когда его инициаторам перестанет хватать времени на заседания, а депутаты начнут использовать законные полномочия в полную силу.
Николай Дровосеков
Комментарии