Одамлар нима дейди? или Еще раз о семейных мероприятиях
Вопрос регламентации семейных торжеств вызвал много споров и обсуждений в социальных сетях. С одной стороны ограничение и регламентация проведения семейных мероприятий это полное пренебрежение свободами и правами личности, гарантированными Конституцией, с другой стороны, порой, это драмы, трагедии сотен семей, которые стремясь быть «не хуже других» попали и продолжают попадать в долговую яму, став заложниками пустого тщеславия. И, главное — свадьба «не хуже, чем у людей» не гарантирует счастливой и долгой семейной жизни.
Наблюдая, опрашивая и изучая мнения людей на эту тему, наряду с недовольством вторжения государства в личную жизнь, узнал и другую сторону проблемы. В кишлаках, где нет не только интернета, но, порой, нормального электроснабжения, обстановка гораздо консервативней чем в городе. Проблема выбора проводить или нет свадьбу, суннат туйи и прочие семейные мероприятия, проводить их в узком кругу или делать «как все» там, практически, не существует.
Люди, под прессом общественного мнения, вынуждены проводить семейные мероприятия, порой залезая в долги, чтобы не быть отторгнутыми микросоциумом в котором они проживают.
Сказать односельчанину: «Ты ходил на пловы, а теперь не хочешь ответно дать плов? Кто же ты такой, после этого?» — обычная практика. И это как приговор. Осуждающие взгляды обрушатся на человека и его семью со всех сторон, в том числе и со стороны родственников. Эту ношу потом вынуждены нести дети. Невестки нередко попадают под прессинг за недостаточные, с точки зрения свекровей, пышные подарки, приемы, приданное…
Узбекское общество, на мой взгляд, ещё находится на этапе становления, только-только вырабатывает толерантность на непохожесть и свободу личности. Посмотрите ФБ – все ещё идут споры, как должна одеваться и вести себя девушка, вспомним, какие ожесточенные споры вызвала злополучная телепередача «Скрытая камера». Порой мнение пары-тройки кумушек или завсегдатаев чайханы могут сломать жизнь молодых людей, разрушить семью. Это все – результат сложившихся в обществе стереотипов мышления, огромной, нездоровой зависимости от мнения окружающих, многочисленных родственников.
В городе это не всегда заметно, есть определенная анонимность и закрытость частной жизни. В кишлаках вся жизнь семьи, как на ладони. И соперничество начинается ещё в беззаботном детстве – этот быстрее, этот сильнее, этот шустрее… Потом школа, потом обыденная жизнь: кто-то пытается заработать и найти себя дома, кто-то едет на заработки за пределы страны… И снова сопоставления, кто-то вновь задает тон, а кто-то пытается не отстать… Психология – это целая наука и её законов не обойти.
Поэтому, когда наступает время выходить замуж, жениться снова вступает в действие стереотип «быть не хуже других» и «а что люди скажут» потому что никуда не деться от социума, в котором родился, в котором вынужден жить.
Ограничения в проведении семейных мероприятий вынужденные. По замыслу авторов запретов это сократит безумные затраты. Но некоторые запреты выглядят диктатом, напрямую нарушают свободу выбора и, на мой взгляд, ничего здравого не несут.
Вызывает недоумение поддержка ретроградов и консерваторов запретить или, точнее, завуалировано осудить, например, «Love story» или свадебный вальс молодоженов. Что в этом плохого? Ведь никто не собирается, как в свое время, запрещать балет или оперное пение только потому, что ранее такого в жизни узбекского общества не было. Жизнь развивается и становится богаче, что не есть плохо.
Нашему обществу, на мой взгляд, надо ещё расти и развиваться, учиться принимать других, такими, какие они есть. И здесь огромное, ещё непаханое, целинное поле для махалли, Союза молодежи и Комитета женщин. Предстоит кропотливая работа. Хочу подчеркнуть, предстоит не проведение помпезных разовых мероприятий с обеспечением «явки», а каждодневная кропотливая работа с каждой семьей, махаллей перед каждой конкретной свадьбой или иным семейным мероприятием. Придется, используя разумные ограничения, поддержанные мощью светского, правового государства, выводить общество на новый уровень отношений.
На мой взгляд большим подспорьем для разъяснения может стать и духовенство.
Только так можно будет уйти от диктата самозваных знатоков морали и шустрых на язык полуграмотных «кумушек», которые, пока, вместо махалли, Союза молодежи и Комитета женщин диктуют правила жизни в нашем с вами, родном узбекском обществе. Тогда и можно станет проводить любые семейные мероприятия без оглядки на принцип: «А что люди скажут?».
Комментарии