Профессор Акмаль Саидов: Временное возложение исполнения обязанностей и полномочий президента Узбекистана на премьер-министра соответствует законам

Профессор Акмаль Саидов: Временное возложение исполнения обязанностей и полномочий президента Узбекистана на премьер-министра соответствует законам

8 сентября 2016 года на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан принято совместное постановление палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан о временном возложении исполнения обязанностей и полномочий Президента Республики Узбекистан на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева.
 
Председатель Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты, доктор юридических наук, профессор Акмаль Саидов прокомментировал данное решение в связи с тем, что в некоторых зарубежных средствах массой информации и интернет-сайтах появляются не соответствующие действительности тенденциозные публикации с абсолютно неправильным утверждением о якобы незаконности временного возложения исполнения обязанностей и полномочий Президента Республики Узбекистан на Премьер-министра Республики Узбекистан.

Излагая свою точку зрения, Акмаль Саидов приводит следующие аргументы:
 
Статья 96 Конституции Республики Узбекистан гласит: «При невозможности исполнения действующим Президентом Республики Узбекистан своих обязанностей его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, с проведением в течение трех месяцев в полном соответствии с Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» выборов Президента страны».
 
В случае обращения Председателя Сената Олий Мажлиса с просьбой не возлагать на него исполнение обязанностей Президента Республики Узбекистан, обязанности и полномочия Президента возможно возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан по следующим конституционно-правовым основаниям:
 
Во-первых, рассмотрение данного вопроса на совместном заседании палат Олий Мажлиса считается вполне обоснованным и законным, поскольку в соответствии со статьей 81 Конституции по согласованию палат Олий Мажлиса, их совместные заседания палат могут проводиться по любым важнейшим вопросам общественно-политической жизни страны.
 
Во-вторых, статьей 82 Конституции и статьями 11 Конституционных законов «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», по результатам обсуждения вопросов, заслушанных на совместном заседании, принимается совместное постановление. При этом в соответствии со статьей 6 Закона «О нормативно-правовых актах», постановления, принятые обеими палатами Олий Мажлиса, имеют силу закона.
 
В-третьих, в сложившейся ситуации, когда Председатель Сената отказался от возложения на него исполнения обязанностей и полномочий Президента, парламент не имел право обязать его исполнять данные полномочия.
 
Принятие подобного решения противоречило бы основополагающим принципам и нормам Конституции и законов Республики Узбекистан, согласно которым каждому гарантируется свободное волеизъявление и свободный выбор деятельности. Более того, Конституцией и законами Узбекистана не предусмотрен запрет на отказ Председателем Сената Олий Мажлиса от исполнения обязанностей Президента.
 
В-четвертых, Конституция и законы не предусматривают нормы о том, на кого должно быть возложено исполнение обязанностей Президента в случае отказа Председателя Сената выполнять данные обязанности.
 
В-пятых, статья 7 Закона «О статусе депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан» представляет право любому депутату Законодательной палаты и члену Сената, в том числе Председателю Сената предлагать вопросы для рассмотрения на заседании палаты парламента, выступать с обоснованием своих предложений. В полном соответствии с положениями Законов о регламентах палат Олий Мажлиса, предложение Председателя Сената о временном возложении на Премьер-министра исполнение обязанностей и полномочий Президента Республики Узбекистан всесторонне и открыто обсуждено на совместном заседании и полностью поддержано всеми фракциями политических партий, депутатами и сенаторами.
 
При сложившихся обстоятельствах, Олий Мажлис Республики Узбекистан являясь в соответствии со статьей 76 Конституции высшим государственным представительным органом, был обязан принять решение по этому жизненно важному для страны вопросу.
 
Таким образом, изложенные аргументы наглядно показывают, что принятое совместное постановление палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан полностью соответствуют положениям и нормам Конституции и законов Республики Узбекистан, а главное отвечает национальным интересам страны.
 
Источник: 1news.uz

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.