Профориентация в Узбекистане: инвестирование в будущее
Как сегодня школьники Ташкента определяют, кем стать? Каким образом родители помогают им в этом важном деле? Довольны ли выпускники узбекских вузов выбранной профессией? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в материалах маркетингового исследования, проведенного центром профориентации MyWay совместно с консалтинговой компанией DGP Research and Consulting.
Переживания родителей о будущем детей
Родители всегда желают своим детям светлого будущего. Во многом это связано с будущей профессией ребёнка.
Но как понять в каких сферах деятельности ждет успех? На какие факты опираться, делая выбор? Обязательна ли помощь профессиональных психологов-профориентаторов перед поступлением в вуз? Профессиональное исследование помогло взглянуть на вопрос о профориентации шире.
Для исследования было привлечена консалтинговая компания DGP Research and Consulting www.dgp.uz, которая провела исследование факторов, влияющих на выбор будущей профессии. Кроме того, исследование было направлено на изучение степени удовлетворенности от принятого решения. В рамках исследования было опрошено 920 респондентов в Ташкенте от 14 до 58 лет.
Опрошенных можно разделить на три группы. Первая группа-поколение X (с 1963 до 1984 года). Это специалисты, выпускники вузов 10-15 летней давности. Вторая- поколение Y(с 1984 до 2004 года). Данную группу составляют учащиеся лицеев или колледжей, студенты вузов и молодые специалисты. Третья группа- поколение Z (с 2004 года по сегодняшний день). В ней располагаются школьники.
Причины выбора вуза у поколений X и Y
Выпускники вузов поколения Х и Y, сошлись в том, что основной причиной их выбора стало обучение интересующей специальности (39% поколения Х и 32% поколения Y). Немаловажные факторы — высокое качество обучения и престижность учебного учреждения. Для поколения Y престижность и высокое качество обучения оказалось важнее, чем для поколения X: на 7% и 4% соответственно.
Сослагательное наклонение при выборе
Если бы у представителей поколений X и Y была возможность вновь выбрать то же самое учебное заведение, только 60% не изменили бы свой выбор. Примечательно, что среди тех респондентов, которые выбрали бы другое учебное заведение, превалируют те, кто выбрал вуз либо из-за отсутствия вступительных экзаменов, либо по желанию родителей. Это ещё раз напоминает о том, как важно делать выбор профессии осознанно, основываясь на собственных предпочтениях.
47% респондентов работают в частных организациях, 22.3% в бюджетной сфере и 11.2% опрошенных составляют госслужащие. 64% всех опрошенных сегодня работают по специальности, полученной в вузе. К сожалению, нет информации о степени удовлетворенности своей работой. Скорее всего тут нужно более тщательное исследование, тем более, что итоги проведенного не так давно флешмоба показали, что только 3,64% из участников флешмоба работают по своей специальности, более 96,4% сменили свыше 2 мест работы, более 85,5% поменяли 3 и больше работ.
Главными причинами, по которым респонденты не работают по специальности, являются невозможность найти место работы с достойной зарплатой или желание попробовать себя в новых сферах деятельности.
Выбор профессии и общая удовлетворенность жизнью
Стимулы выбора профессии имеют влияние на уровень удовлетворённости профессией и на то, работает ли респондент по своей специальности или нет. Так, востребованность профессии и её высокооплачиваемость в два раза увеличивают вероятность того, что респондент продолжит работать по изначально выбранной им профессии.
Пожелание родителей в большинстве случаев влечет за собой смену профессиональной деятельности в будущем. Все респонденты из сферы здравоохранения работают по своей первоначальной специальности. Респонденты, обучаемые гуманитарным наукам, по большей части, не работают по специальности.
Респонденты также отвечали на вопрос о том, оправдались ли их студенческие ожидания относительно будущей карьеры или нет. Около 56% респондентов заявили, что ожидание от будущего не оправдались в полной степени.
Взгляд учащихся колледжей и лицеев на необходимость высшего образования
Выбранная сфера обучения напрямую зависит от пола респондента. Женский пол в большинстве своем склоняется к гуманитарным сферам, которые включают в себя философию, педагогику, филологию, политику и литературу. Мужчины чаще выбирают точные и технические сферы, в которые входят такие категории как инженерия, технологии и программирование.
Способ проведения свободного от учёбы времени зависит от дальнейшей жизненной цели. Около 50% учащихся школ, профессиональных колледжей и академических лицеев считают, что высшее образование необходимо для обеспечения успешной жизни. Поэтому 80% учащихся академических лицеев прибегают к услугам репетиторов в связи с предстоящими вступительными экзаменами. Среди учащихся колледжей это число составляет порядка 68%. В школе каждый второй старшеклассник считает необходимым заниматься с репетиторами.
Выбор поколения Z
Выбор будущей профессии начинает стоять перед подростком достаточно остро, начиная с 9 класса. Свыше 60% респондентов, планирующих продолжить обучение в школе, уже выбрали будущую профессию и подходящий вуз. Однако 52% школьников не смогли дать конкретного ответа на вопрос о профессиональных планах на ближайшие 10 лет.
По окончанию 9 класса больше половины школьников планируют остаться в школе. 16% учащихся школ сегодня планируют продолжить обучение в лицеях или колледжах.
Взгляд родителей на выбор ребенка
Помимо школьников в опросе приняли участие их родители. Это помогло определить степень родительского влияния на выбор ребенка. Около 77% родителей уверены, что их дети самостоятельно выбрали будущую профессию. Однако лишь 67% школьников разделяют это мнение.
Информированность о рынке труда
Примечательно, что учащиеся лицеев, колледжей и школьники не смогли назвать в среднем более 30 профессий в течение 5 минут, хотя в мире существует порядка 50 000 видов деятельности. 29 профессий повторялись чаще всего, среди них такие как: предприниматель (9%), врач (7%), программист (6%), юрист (5%), преподаватель (5%), переводчик (5%) и т.п.
Общий итог исследования
Осознанный выбор — залог успешного профессионального будущего
По результатам опроса выявлено, что люди, которые не удовлетворены качеством своей жизни, хотели бы поменять профессию или учебное заведение. Это ещё раз подтверждает важность того, что человеку важно заниматься работой, которая приносит удовольствие и удовлетворение.
На сегодняшний день осведомленность о профессиях у учащихся школ, колледжей и лицеев ограничена личным опытом родителей и родственников. Огромное внимание при выборе будущей профессии уделяется ее популярности и престижности.
Зачастую учащиеся совершают выбор неосознанно, что не позволяет в полной мере реализовать профессиональный потенциал человека и негативно влияет на качество его жизни.
Профориентационная работа с молодым поколением
Сегодня необходимо выявлять способности молодого поколения для инновационного развития страны. Современный человек при выборе будущей профессии должен брать в расчёт не только свои склонности и таланты, но и присущие ему качества и характеристики. Чтобы лучше узнать себя и правильно определить верное направление, молодым людям необходима помощь профессиональных психологов-профориентаторов.
Комментарии