Рассуждения об «Искусстве стильной бедности»

Рассуждения об «Искусстве стильной бедности»
В чем прелесть денег, если ради них надо работать?
Бернард Шоу

 

У меня есть ботильоны — четырнадцать сантиметров. Подарили. Сама бы я не купила. Я в них даже один день проходила – мучаясь нечеловечески. И вот, в какой-то прекрасный момент, отягощенная адской болью в ногах, мне в голову пришла замечательная  мысль — и ради чего? Ради чего страдать? Чтобы к своим законным 165 сантиметрам прибавить еще четырнадцать? Что они дадут? Ты надеешься, что окружающие диагностируют фирму, которую покупают в Голливуде? Большинству людей достаточно, что ты не босиком. Так ради чего?
 
И действительно. Запаковав ботильоны, я решила, что буду носить их только когда провинюсь перед человечеством. А потом я скачала книгу Александра фон Шенбурга «Искусство стильной бедности» и теперь всерьез подумываю вытащить ботильоны, обрамить в рамку и повесить на стену. Чтобы каждый раз, когда я захочу что-то ради чего-то, они мне служили напоминанием.
 
После книги все противоречия улеглись в моей голове, как огурцы в корзинке, и мне стало легко и спокойно. Александр Шенбург —  немец с  русскими корнями, родился в Африке, в Могадишо, куда его родители сбежали от режимов. Их родовой замок стоит с десятого века на берегу реки Зале до сих пор. Они жили очень бедно, и когда его сверстники лопали «Нутеллу», в их холодильнике слаще молока ничего не стояло. Одежду Александр донашивал за всеми кузенами. Понятно, что когда он стал самостоятельным, его до тошноты раздражала любая экономия.  
 
А потом он вырос. Вырос не только в вертикаль, но и мозгами. И понял, что бедность родителей носила эстетический характер. Им было стыдно транжирить деньги и излишество для них было грехом. Поэтому, когда фон Шенбурга во время кризиса уволили, он сказал — «Алиллуйя!», и пошел домой, работать фрилансером и немецким домохозяином. Заодно написал книжку, которая стала бестселлером — остроумную, мудрую, репортерскую. 
 
Прошли жирные нулевые, когда можно было получать три тысячи долларов за шуршание бумажками, и чувствовать себя золотой рыбкой. Сейчас, чтобы остаться золотой рыбкой надо работать раз в пять больше. С утра до вечера, вытягиваясь в струнку и сворачиваясь в бараний рог. Отработал 18 часов, пришел домой, свернулся в трей, программа в ждущем режиме. Тебя нет. Есть только автомат по добыче денег. Чтобы устроить ребенка в элитный детский сад (мы  ходили в обычные детсады и выросли человеками), купить дорогой корм для кота (обычная куриная печенка стоит 5 тыс. сум за кило), нарядиться в тряпки, основная стоимость которых располагается в районе этикетки, залезть в кредиты и купить машину с  тремя табунами лошадей, для того, чтобы плестись в пробке два километра в час. И обязательно поехать в Турцию или Египет, потому что все там были, а свой город  знать только до работы и обратно. 
 
И реклама по-прежнему истерит, говорит, что мы этого достойны, что вот так надо жить, доставайте свои широкие ноги. «Им» продать надо. «Они» тоже хотят заниматься потребительством, пить кислятину по цене вертолета и валять дурака. 
 
Александр Шенбург вовсе не призывает отказаться от удовольствий. Диоген, сидящий в вонючей бочке, не его герой. Только вот в понятие «удовольствие» он вкладывает совершенно иной смысл. Умение отказать себе — вот единственное условие для получения удовольствия. Я не понимаю, как можно радоваться вещам, которые пришлось обменять на свое предъинсультное состояние? Можно ли быть счастливым в окружении вещей, ради которых ты катаешь, как Сизиф, бесконечные камни? 
 
Мне говорят, хочу столько денег, чтобы что захотел, то и купил! Это стало синонимом счастья: «что хочу, то и покупаю!» А в это время сын султана Брунея, самый несчастный мальчик на земле. Его детская комната размером с футбольное поле, в которой игрушки формата ХХL.  Ему больше ничего не хочется, у него все есть, он изводит своих сестренок и вокруг него крутится целый штат врачей и психологов. Помянем БАБа, да простит его Господь, в 67 лет впасть в депрессию и странно умереть, это не тот конец жизни, который он себе рисовал когда-то. Помогли ему его миллионы стать счастливым? 
 
Большинство богачей – люди глубоко несчастные. Они уже давно поняли, что счастье не в деньгах и горько смеются над теми, кто желает надеть их шкуру. Те из богатых, которые сознательно себя ограничивают, еще более-менее держатся на плаву. 
 
«Парадокс счастья заключается в том, что порой оно таится под маской несчастья, так же, как и несчастье иногда наряжается в пестрые одежды счастья. Конечно, не всегда это становится ясным так быстро, как в случае с поваром из Иллинойса, который выиграл в лотерею 3,6 миллиона долларов, а через несколько дней скончался от инфаркта, поскольку не смог перенести нервного напряжения. Или у «лотерейного Лотара», историю которого не так давно наперебой рассказывали газеты. Безработный, выиграв 3,9 миллиона марок, вместо обычного пива стал пить марочное, приобрел «ламборджини», и пошло-поехало: алкоголь, вечеринки, очаровательные красотки. А через пять лет «лотерейного Лотара» не стало.
 
То, что мы склонны называть счастьем, часто оказывается его противоположностью. Об этом метко высказался Оскар Уайльд. «Если Господь хочет покарать людей, Он прислушивается к их молитвам». 

К богатству ведут два пути: первый – это работать на износ, страдать и мучаться, чтобы быть на уровне, и второй – поменять приоритеты, понять, что можно безболезненно пожертвовать Золотому Тельцу, а  что нет.
 
Лишние вещи не украшают, а засоряют жизнь. Мы перебираем ветхие тряпки в своем шкафу, которые пришли в негодность, и вспоминаем, как отказывали себе год в обедах и праздниках ради них. Мы смотрим в ресторанную тарелку с непонятным склизким морским животным, которое «кошкам совестно предложить» и мечтаем о сковородке макарошков с грибами. Так ли важно держаться на уровне, и не иметь времени слепить с детьми тарелку ватрушек из пластилина? 
 
Недавно один ташкентский невропатолог сказал мне в интервью: «Все  неприятности со здоровьем  от сожалений. Например, у меня есть Матиз, но я мечтаю о Мерседесе. И вместо того, чтобы радоваться Матизу, я горюю, от того, что у меня нет Мерседеса. А потом становлюсь неврастеником, со всеми последствиями».
 
Замкнутый круг. Мы страдаем, не спим ночами и пытаемся найти выход. Выход не находится годами. Мы болеем. Становимся еще беднее, лекарства нынче дороги. И бедность с нами, и депрессия… 
 
В общем, надо читать «Искусство стильной бедности» и избавляться о вируса потребительства.  Ни к чему хорошему  он не приведет. А если вируса нет, то получить подтверждение своим правильным мыслям, и перестать стыдиться того, что вы не рвете ваши  жилы на  пяти работах, что вам, к своему стыду, и так хорошо. И быть умным  — сейчас означает не быть богатым. 
 
И мир снова разляжется перед вами, как лужайка, по которой бегают за мячиком дети и лохматые собачки. 

Саша Иванюженко.

Оригинал текста: Потребители.uz 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.