В феврале этого года после трех лет безуспешных попыток была создана Ассоциация инвалидов Узбекистана, куда вошли 23 организации занимающиеся вопросами инвалидности. “Мы хотели, чтобы наш голос был громче”, — говорит Исаков Ойбек, председатель Ассоциации.
Какие были причины для создания Ассоциации?
Общественная организация инвалидов создала Ассоциацию с целью объединения своих усилий для того, чтобы наш голос был громче и чтобы мы отражали мнение всех категорий инвалидов. Вторая причина — установить партнерство в вопросах социальной защиты инвалидов с государственными органами. Согласно статистике Министерства юстиции в Узбекистане около 78 организаций, которые работают с инвалидами. Среди них такие крупные, как Узбекское общество инвалидов со своими 150 филиалами, Узбекское общество незрячих, Узбекское общество глухих, Паралимпийская Ассоциация. Все действовали разобщенно. Зачастую государственным органам было тяжело работать. Мы решили консолидировать усилия. Третья причина — это вступление в международную организацию инвалидов DPI. Одно из условий вступления в организацию — это создание Ассоциации, потому что невозможно 78 ННО инвалидов от одной страны принять. У нас не стоит задача объединить все 78 организаций. Мы хотим, чтобы членство было осознанным. Когда Ассоциация покажет, что она какие-либо проблемы решает, никого не нужно будет уговаривать вступить в нее.
Какие первоочередные задачи сейчас стоят перед Ассоциацией?
Первая задача — это продвижение процессов ратификации Конвенции ООН “О правах инвалидов”. В этом вопросе мы тесно работаем с Национальным центром по правам человека. В июне месяце Ассоциация планирует провести международную конференцию на тему “Роль Конвенции в совершенствовании системы оказания помощи и защиты людей с инвалидностью”. Приезжает председатель Комитета ООН по правам инвалидов.
Вторая — в прошлом году был принят Указ президента по совершенствованию системы оказания поддержки людей с инвалидностью. К этому указу было приложение — программа комплексных мер. Эта программа рассчитана на один год и предусматривается принятие более 20 нормативных актов затрагивающих права людей с инвалидностью. Члены Ассоциации участвуют в подготовке этих актов. На сегодняшний день мы разработали проект закона о правах людей с инвалидностью. В свою очередь Министерство здравоохранения также разработало свой законопроект, который, на мой взгляд, носит только медицинскую модель. Наш законопроект основывается на положениях Конвенции ООН “О правах инвалидов”. В комплексной программе прописано, что необходимо разработать проект, который будет отвечать международным стандартам и требованиям Конвенции. Этот закон будет определять жизнь людей с инвалидностью в Узбекистане на много лет вперед. Поэтому мы не должны упустить шанс поучаствовать в его создании.
Рационально ли было то, что в свое время Министерство социальной защиты и труда было реформировано и все обязанности были переданы Минздраву? Лично мне непонятно, какой орган сейчас занимается доступной средой.
Это также одна из задач Ассоциации инвалидов — продвижение вопроса о создании Министерства социальной защиты населения. На сегодняшний день проблемами инвалидности в той или иной степени занимаются свыше 12 министерств и ведомств, а это значит, что никто не занимается. Вот вопрос доступности зданий: Госкомархитектстрой отвечает за то, чтобы в каждых строительных проектах предусматривались условия для передвижения людей с инвалидностью. Хокимият отвечает за то, чтобы то, что есть в проекте было в реальности. Министерство труда отвечает за контроль и сбор штрафов. Нет единого органа, который бы всеми вопросами занимался.
На фото Ойбек Исаков.
Может быть, стоит усилить штрафы за несоблюдение строительных норм и правил?
В комплексной программе по Указу президента дано задание Верховному суду, Прокуратуре и другим ведомствам о том, чтобы увеличить штрафы. Сейчас максимальный штраф — это 30 минимальных зарплат. Его увеличили до 70, документ будет рассматриваться в Кабинете министров.
Мы же в Ассоциации предлагаем другой механизм. Нет организации, которая была бы заинтересована собирать эти штрафы. Почему Министерство труда не заинтересовано? Потому что вся сумма штрафа, которую они собирают, уходит в Министерство финансов.
Мы предлагали создать Фонд социальной защиты инвалидов. Он создан, но без согласования с Ассоциацией. Мы предлагали сделать источником финансирования штрафы: штрафы за несоблюдение 3% квоты при трудоустройстве инвалидов, штрафы за неприспособленность зданий, тротуаров и т.д. В итоге, мы не участвовали в разработке этого положения. Получилось, что всего лишь 10 % от суммы штрафов будут попадать в этот Фонд. А остальные в Министерство финансов. В 2014 году было оштрафовано 34 тысячи предприятий за отсутствие доступной среды. Казалось бы большая цифра. Но когда мы ее сравнили с общим количеством предприятий, оказалось, что это всего лишь 4 %. Закон гласит о том, что выплата штрафа не отменяет обязательство делать доступную среду.
Представим, что здание старой застройки, нет доступной среды. Что делать? Правильно ли обучать сотрудников помогать инвалидам попасть в здание?
Я считаю, что это категорически неправильно. Многие предприятия, которые не создают доступную среду, именно об этом и говорят, что они всегда могут помочь, поднять человека на коляске. Но они не понимают одного, что для человека с инвалидностью — это унижение. Можно понять, если здание старой застройки. Сложно поставить лифт, потому что он может стоить дороже, чем все здание. Но ведь не приспосабливаются вновь строящиеся здания. Вы замечали, что те здания в городе, которые построены иностранцами, они на 100 % приспособлены для людей с инвалидностью? Там делается нулевой уровень, без ступенек. Это ведь всем удобно. И старикам, и мамам с колясками, и людям на колясках, даже сотрудникам этих учреждений. У нас есть лозунг: “Все что удобно для людей с инвалидностью, удобно для всех”. Сенсорный смеситель, например, был сделан для незрячих, но он удобен для всех. Или например, липучки на ботинках, это тоже изобретение для незрячих. Но это удобно и для детей, и для взрослых.
Вариант, когда человека должны заносить, я считаю, неправильным. Почему? Он такой же налогоплательщик, как и все. Обязанность государства создать всем равные возможности. Иногда путают и говорят “равные права”. Права у нас равные, но мы говорим о равных возможностях. Возможности у нас разные. Физически здоровый человек, спокойно преодолев ступеньки, зайдет в магазин, а человек с инвалидностью не попадет. Разные возможности в реализации своих прав, а оба имеют право туда войти.
Почему нам нужна Конвенция? Это будет стимул для реализации внутренних законов. Потому что государство каждые 4 года будет делать отчет. А государственный отчет не будет приниматься без альтернативного отчета, который будет делать Ассоциация инвалидов. Будет подходить время отчитываться, и государство будет задумываться, почему не сделано то или другое.
Может быть такой расклад, что Конвенция будет принята и ничего не изменится?
Конечно, но это зависит не только от государства, а еще и от общественных организаций. Туркменистан был одной из первых стран СНГ, которая ратифицировала Конвенцию. Ничего в стране не поменялось. В 2006 году была подписана Конвенция, в 2008 она была ратифицирована. Почему ничего не поменялось? Потому что общественные организации инвалидов не имеют возможности высказываться. Я полагаю, что они не имеют голоса.
А как у них? Чему можно научиться у Израиля, передовой страны в области решения вопросов связанных с инвалидностью?
Израиль ратифицировал Конвенцию в 2012 году. Согласно статье 32 Конвенции государствам-участникам стоит помогать друг другу. Государства, имеющие больше ресурсов (таких как научная информация, полезные технологии), делятся с другими государствами, с тем чтобы большее число людей могло пользоваться правами, закрепленными в Конвенции. Чему можно научиться?
Уже около 20 лет в Израиле работает некоммерческая организация
Access Israel, которая занимается вопросами всех категорий инвалидов, а также проработкой законов в области инвалидности. В Израиле более 100 ННО, которые в той или иной мере занимаются вопросами инвалидности. Но именно Access Israel призвана сбалансировать все голоса, чтобы никто не “тянул одеяло” на себя. Ежегодно организация получает финансирование от государства от 2 до 7 % от общего бюджета ННО для проведения мероприятий на тему инвалидности в школах, государственных органах. “В Узбекистане проблема финансирования деятельности стоит очень остро. Во всем мире организации лиц с инвалидностью получают субсидии от государства. Даже в соседнем Казахстане, Кыргызстане”, — говорит Ойбек Исаков.
Конечно, первоочередной целью для организации Access Israel является закрытие вопросов доступной среды. Второй вопрос — это применение новых вещей так, чтобы с момента разработки они были доступными для всех категорий лиц с инвалидностью. То есть если это сайт, то он должен быть доступен для незрячих. Если это строящееся здание, то должны быть предусмотрены меры для эвакуации инвалидов в случае ЧС. Третий вопрос — это регулярная активная работа. Кстати говоря, благодаря которой удалось вовлечь в вопросы решения проблем крупным игроков, таких как Google. Благодаря образовательным программам Access Israel удалось ввести корпоративную культуру общения с людьми с инвалидностью. В Израиле заниматься вопросами социальной поддержки инвалидов — это тренд, позитивный тренд.
Фото: компании, которые участвуют в дискуссиях на тему доступной среды в Израиле на конференции «Инновации и будущее доступной среды».
Например, Israel Innovation Authority (государственный орган, который занимается инновациями) имеет
программу поддержки технологичных решений проблем людей с инвалидностью. Программа предлагает гранты на поддержку социального бизнеса, который финансируется социальными фондами.
Каким может быть технологическое решение проблемы человека с инвалидностью? Например,
разработка синтезатора речи, который будет озвучивать незрячему человеку текст в интернете.
Так, по этой программе некоммерческие организации получают поддержку 85% утвержденных расходов на исследования и разработку без выплаты роялти. Коммерческие компании получают поддержку 65% утвержденного бюджета в качестве условного гранта. Условный грант предоставляется на срок до двух лет в размере 600 000 шекелей (около 170 тысяч долларов) в год.
Tikkun Olam — это совместное предприятие ННО Access Israel, Министерства образования, реабилитационного центра для инвалидов Aleh Negev и нескольких благотворительных организаций. Предприятие занимается просветительской программой среди школьников о том, как лучше интегрировать людей с инвалидностью в образовательную систему.
Фото: ученики одной из школ Тель-Авива узнают «из первых рук» каково это передвигаться на коляске и жить с инвалидностью.
На базе предприятия появился Tikkun Olam Makers, которое позже преобразовалось в мировое сообщество, создающее доступные решения для преодоления проблем с которыми сталкиваются люди с инвалидностью. Это решения с открытым кодом, то есть каждый может получить любую требующуюся информацию и воссоздать прототип. Решения, как правило, недорогие и простые. Например, на прошедшем в Павлодаре мейкатоне (мероприятии которое призвано решить какую-то проблему в сжатые сроки, привлекая медиков, дизайнеров, инженеров) был создан легкий башмачок (который зачастую громоздкий и некрасивый) для тех, у кого частично ампутирована стопа. Ближайшее подобное мероприятие состоится в Алматы.
Студенты в Тель-Авивском университете
могут изучать социальные вопросы, связанные с инвалидностью, с проблемами старения. К вопросам инвалидности в Израиле применяется комплексный подход — на уровне государства, институтов, ННО, компаний и корпораций.
Равные права — ра(в/з)ные возможности: какую букву в слове выберет Узбекистан?
Текст и фото: Дана Опарина
Комментарии