Революция в школьном образовании: почему медиаграмотность нужно вводить со школьной скамьи
«Введение медиаграмотности на школьном уровне могло бы совершить революцию», — считает эксперт в этой области, Гульнар Асанбаева, кандидат философских наук, доцент из Казахстана. Поговорили с экспертом о том, почему в Узбекистане преимущественно смотрят по телевидению сериалы, почему популярны российские телеканалы и что необходимо сделать, чтобы граждане не верили слухам.
Какова ситуация с медиаграмотностью в Узбекистане?
В июле прошлого года в трех странах Центральной Азии были проведены массовые исследования состояния медиаграмотности, в том числе и в Узбекистане. Исследование проводил институт «Общественное мнение», в рамках него было опрошено 1000 респондентов. Согласно исследованию, больше всего доверием в Узбекистане пользуется телевидение, эта ситуация аналогична и в других странах Центральной Азии.
Мы привыкли считать, что сегодня мы как общество больше всего доверяем социальным сетям, но исследование подтверждает то, что в соцсетях больше недостоверной информации.
Помимо телевидения источниками информации в Узбекистане выступает интернет, друзья, социальные сети. Газеты в меньшей степени являются источниками информации.
Согласно исследованию, с какой целью чаще всего смотрят телевидение?
67,8% респондентов отметили, что смотрят ТВ, чтобы расслабиться и отдохнуть. Лишь 17,3% респондентов хотят понимать проблемы в обществе.
Что смотрят больше всего в Узбекистане? Это сериалы и художественные фильмы (63%). Новости также смотрят по телевидению (62,1%), международными новостями интересуются 35,1% опрошенных. Исследование показало, что меньше всего популярны познавательные программы, документальные фильмы и религиозные передачи (12%). Аналитические программы и ток-шоу набрали 10%, столько же набрали образовательные программы.
Больше всего смотрят местные телеканалы, из зарубежных в основном российские, их смотрит четверть опрошенных.
Наиболее просматриваемые телеканалов Узбекистана – это Миллий ТВ, «Менинг юртим», Zo’r TV. Всего наиболее популярными названы 22 канала. Среди российских телеканалов популярны «Первый канал» и НТВ.
А что с другими источниками информации? Радио, газеты, интернет…
Радио используют прежде всего, чтобы послушать музыку.
Традиционно считалось, что в газетах более проверенная информация – почти 72% опрошенных склонны искать новости именно в газетах, чуть меньше трети читают аналитические материалы и международные новости.
Интересно то, что 75% респондентов не смогли назвать газету, которую считают наиболее объективной. 12% назвали объективной газету «Даракчи».
Выход в интернет имеют 57,7% опрошенных. С мобильных телефонов в заходят больше половины – 53,8% респондентов, меньше всего респондентов пользуются для выхода в интернет компьютером.
78,4% затруднились назвать какой-либо сайт, который они считают объективным. 9,5% назвали наиболее объективным сайт Kun.uz.
Для чего это исследование, о чем говорят все эти цифры?
Для выявления уровня медиаграмотности задавились определенные вопросы: могут ли респонденты собирать информацию из разных источников (38,9% ответили положительно), формулировать поисковые запросы (21,3% ответили положительно), замечать различие между информацией и мнением, критикой (15,6% ответили положительно), определить является ли информация заслуживающей доверия (15% ответили положительно). Больше 35% ответили, что ничего не умеют делать из перечисленных выше пунктов. Это очень показательные цифры.
Медиаграмотность нужна для того, чтобы отрефлексировать информацию и произвести то или иное действие. Если мы не будем критически оценивать информацию, например о том, что якобы Covid-19 выдумка. Что будет, если люди поверят этой информации? Они перестанут носить маски.
Очень показателен пример из Бухарской области, где жители, поверив в слухи о наводнении, пытались эвакуироваться…
Это часть постправды. Фейковая информация рассчитана на эмоциональное восприятие людей.
Для власти очень важно держать руку на пульсе, когда появляется фейковая информация или теория заговора. Когда люди не знают официальную точку зрения, которая могла бы вовремя разъяснить ситуацию, это плохо. Первопричина здесь в том, что это версии простых людей, они хотят объяснить ситуацию. Кто-то хочет напугать, кто-то делает это ради хайпа, другие шутят. Если бы официальный ресурс местной власти вовремя бы дал информацию, этого ажиотажа не случилось бы.
Медиаграмотность важна в первую очередь и для государственных менеджеров, чтобы определять температуру общества, вовремя реагировать и предотвращать тем самым распространение недостоверной информации. Поэтому нужно обучать не только студентов, учителей, но и представителей госструктур.
Что необходимо сделать в Узбекистане для внедрения медиаграмотности?
Медиаграмотность в Узбекистане внедрялась в некоторых школах, есть такой практический опыт, но это отдельные крупицы, которые не могут изменить ситуацию в целом. Конечно, введение медиаграмотности на школьном уровне могло бы совершить революцию. К сравнению, в Кыргызстане имеется семилетний опыт внедрения медиаграмотности в школах.
Нужны ли краткосрочные курсы для госслужащих, бизнеса, всех интересующихся этой темой?
В Казахстане был издан учебник по медиаграмотности для преподавателей вузов. Но по оценке двух фокус-групп его можно смело рекомендовать всем, кто интересуется темой медиаграмотности. Это учебное пособие сейчас переводится на узбекский язык. Его особенность в том, что весь контент построен на местных кейсах.
Если медиаграмотность внедрят в школьную систему и систему высшего образования, то каждый получит навыки, которые ему пригодятся на протяжении жизни.
Фото на главной: с личной страницы Гульнар Асанбаевой в Facebook
Комментарии