Рейтинг лжи или стоит ли верить авторитетным международным агентствам?
В последнее время в СМИ с регулярной постоянностью появляются сообщения о том, что Узбекистан улучшил свои позиции по кредитному рейтингу, поднялся в индексах «О процветании стран мира», «Ведении бизнеса» и т.д. Казалось бы, надо радоваться, если бы не одно «но». Дело в том, что истории известно немало примеров, когда рейтинговые агентства серьезно ошибались в своих показаниях. Не раз приближение кризиса и даже дефолта в определенных странах ведущие агентства не смогли предвидеть. Возникает мысль, а можно ли верить исследованиям авторитетных рейтинговых агентств?
В мире существует десятки популярных международных агентств, однако единицы из них пользуются безграничным доверием, как у инвесторов, так и государств. Среди них Standard & Poor’s, Fitch Ratings и Moody's Investors Service – так называемая «большая тройка». Они помогают бизнесменам, институциональным инвесторам и странам оценить надежность их вложений и избежать рисков. Помимо привлечения иностранного кредита на выгодных условиях, рейтинги способствуют росту или снижению международного престижа страны. Понятно, что чем ниже рейтинг страны в отчетах, тем меньше желания возникает у иностранных инвесторов вкладывать средства в экономику государства.
Но как сообщил в интервью UzJournal научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН, партнер Экспертного центра «Евразийское развитие» Александр Воробьев даже «большая тройка» далеко не всегда объективно фиксирует состояние, как отдельных эмитентов, так и целых стран. Все потому, что при определении рейтинга следует принимать во внимание целый ряд обстоятельств, но не все агентства придерживаются этих правил.
«Во-первых, любой рейтинг субъективен. Каждое агентство оценивает один и тот же вопрос по разным параметрам, поэтому очень часто результаты международных агентств разняться. Допустим, Fitch Ratings при составлении отчета по текущему банковскому состоянию изучает и ликвидность учреждения, а Moody's пропускает этот момент, естественно, все это отражается на результатах. Приведу другой пример – российские компании ежегодно обязаны сдавать отчетность по МСФО (Международный стандарт финансовой отчетности) и РСБУ (Российский стандарт бухгалтерского учета). Вроде бы компании отчитываются об одном и том же, а результаты часто выходят разные. Тоже самое с рейтингами агентств, которые пользуются авторитетом во всем мире», — говорит Александр Воробьев.
«Во-вторых, рейтинги, которые пользуются высоким доверием, в основном создаются капиталистическими странами. В их отчетах отражается то, насколько участники рейтинга соответствует правильному (с точки зрения Запада) пониманию развития экономики. Следовательно, если страна хочет занимать высокие позиции в этих рейтингах, то должна соответствовать требованиям западной экономической и финансовой модели», — сказал Александр Воробьев.
По словам эксперта, именно поэтому Грузия, безоговорочно выполняющая требования Запада, за короткий промежуток сумела серьезно обогнать своих соседей в регионе в различных рейтингах. А вот, например, Азербайджан – страна, у которой есть нефть и газ, часто занимает нижние строчки в экономических рейтингах, потому что она не выполняет на отлично «домашние задания» Запада.
Вместе с тем, эксперт заметил, что порой данные имеют весьма отдаленное отношение к реальному положению в экономике в силу следующих причин: официальная статистика, предоставляемая государственными органами, может быть искажена (чаще всего цифры приукрашивают), то есть не всегда удается отследить объективность исходных данных; неурожай, природные катаклизмы также могут повлиять на результаты.
«К слову у многих рядовых граждан возникает вопрос, почему рейтинги страны растут, а в жизни простых людей ничего не меняется. Дело в том, что взаимосвязи между ростом рейтинга и динамикой уровня жизни населения практически нет. Отчеты касаются по большому счету крупного бизнеса, поэтому жизнь для большинства людей не улучшается, к сожалению», — сказал Александр Воробьев.
Что касается обвинений в политизации в адрес ведущих рейтинговых агентств, собеседник UzJournal заявил, что они беспочвены.
«Для чего, например, Всемирному баку в своем рейтинге Doing Business хвалить Узбекистан?! Бессмысленно это делать, ведь давая заведомо необъективные сведенья, компания рискует подорвать доверие у своих клиентов. Вообще если остановится более подробно на Узбекистане, то мы видим, что в последние несколько лет позиции республики растут в популярных индексах и исследованиях. Но надо понимать, что нахождение в рейтингах не говорит о том, что благосостояние населения улучшатся, депозиты в местных банках параллельно ВВП страны стремительно растут. Благоприятный международный имидж создается благодаря тому, что Узбекистан начал открываться миру», — считает эксперт.
«Долгие годы страна держалась в состоянии низкого старта. Многие данные скрывались от международных структур. Например, в открытых источниках не было информации о золотовалютных резервах государства. Всемирному банку, МВФ приходилось делать приблизительные отчеты по Узбекистану. С приходом новой власти некогда закрытые информации стали открытыми. Это не осталось не замеченным, поэтому рейтинговые показатели республики заметно изменились в лучшую сторону», — сказал Александр Воробьев.
Исходя из пояснений эксперта ясно, что не всегда рейтинги отражают реальные темпы и характер развития государств. Однако, они применимы как один из альтернативных инструментов оценки ситуации. Следовательно, ориентироваться по ним можно, однако, считать их единственно верной оценкой положения дел не следует.
Элина Рустамова
Комментарии