Сезон мантышниц на колесах — 2

Сезон мантышниц на колесах - 2

В начале июня по итогам работы за 2014 год аэропорты Национальной авиакомпании Узбекистана «Самарканд», «Бухара» и «Ургенч» стали лауреатами конкурса «Лучший аэропорт года стран СНГ» Ассоциации «Аэропорт» Гражданской авиации. Это большой плюс для развития туризма, который может приносить немалую прибыль государству.
 
Во всем мире, говоря о развитии туризма подчеркивают важность значения развития и внутреннего туризма. Отрасль эта у нас относительно молодая и ее основа – стремление населения узнать больше о своей стране, ее истории, достопримечательностях.
 
Появление такого стремления – показатель растущего благополучия, когда у людей появляется возможность отвлечься от повседневных нужд, связанных с добыванием хлеба насущного и уделить внимание духовным ценностям, связанным с осознанием истории своей страны, населяющих ее народов и национальностей.
 
Такие позитивные изменения в сознании людей совпадают с целями нашего государства, более того – нарастают, как итог его стремления повысить благоденствие, а через него образованность населения.
 
Однако, как показал печальный опыт моего путешествия в Бухару, подобное намерение государства разделяют не все его ведомства, несмотря на все их заверения и реляции об успехах.
 
Например, чуть ли еженедельно мы читаем о том, что ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» проложил рельсы в новом направлении, пробил новый тоннель, перевел на электротягу новые участки дороги, получил новые многомиллионные кредиты. Казалось бы, успехи налицо, как и стремление создать удобства для населения.
 
Однако у этого самого населения настроение резко падает, как только появляется надобность использовать эти самые железные дороги по прямому назначению. Причем не только новые маршруты, но и самые старые, наезженные и, как мне наивно думалось, накопившие огромный опыт в обслуживании пассажиров.
 
Начнем с покупки билетов. К кассам – огромные очереди, напоминающие старые классические фильмы, когда в любой очереди появляются и ловкачи, влезающие в нее, забыв о всяких правилах приличия, и темные личности, предлагающие билеты без очереди, но, естественно с ощутимой наценкой.
 
Странно, что в кассах уже и за неделю до поездки не остается билетов в спальные вагоны или вагоны первого класса. Нет этих билетов и в том случае, если вы подойдете к кассе перед самым отправлением поезда.
 
Самое интересное начинается уже при посадке в поезд – появляются возможность пересесть в более удобные вагоны, причем по прекрасной цене – доплате всего в пятнадцать тысяч, естественно наличными. Напомним, что в кассе они стоили бы 65 тысяч сум. Поменять место на более удобное предлагают проводники поезда. Те, кто может себе позволить доплату, покупают эти билеты и дальше путешествуют со всеми удобствами. Вот так, одним «легким движением», как говаривал персонаж известного фильма, мимо кассы государства пролетают 40 тысяч с каждого пассажира, готового ехать с комфортом.
 
Не буду рассуждать как эти деньги распределяются – я не в курсе, одно точно – это мимо государственной казны. Поэтому, даже имея возможность доплаты, я решила не обогащать нечистых на руку железнодорожников и ехать обычным классом, согласно купленному билету. При этом я надеялась, что как и в развитых странах, мне будет обеспечен элементарный минимум, такой как стандартная температура в вагоне, чистый воздух и ненавязчивый сервис.
 
В таких условиях стоит просидеть, чтобы увидеть один из красивейших городов Средней Азии, и не только, если верить путешественникам, которые приезжают из-за тридевяти земель, чтобы посмотреть на эту жемчужину средневековой архитектуры.
 
Однако реальность оказалась гораздо прозаичней и неприглядней. В реальности путешественник, командированный, студент, который едет домой (выбирайте вариант сами или добавьте свой) попадает в вагон и еще не предчувствует ничего плохого, а только вдыхает устоявшийся запах застарелой пыли и некоторую неясную спертость воздуха.
 
Поезд трогается и дальше, в точной пропорции с повышением температуры воздуха за окнами, нарастает температура и духота в вагоне. Вспомнила материал Бахтиера Насимова «Сезон мантышниц на колесах».
 
Кондиционер, видимо, не положен в стране, где летом температура превышает 40 градусов, а лето это длится более 100 дней. Невозможно оказалось даже открыть дополнительно окна,  которые к слову почему-то мутные, а те что открываются заслонены занавесками. Таким образом пассажир либо жарится под палящими лучами солнца, но имеет приток горячего воздуха, либо едет в духоте, спрятавшись от солнца. Такой вот небогатый, точнее — примитивный выбор.
 
У меня стала закрадываться мысль, что проводники и начальник поезда делают все для того, чтобы путешествие пассажиров, которые из принципа (как я) или из-за нехватки средств (как студент на соседнем сиденье), отказались неофициально доплачивать за удобства, стало невыносимым и самым неприятным событием в их жизни. В следующий раз, возможно, уверены они, все «темные» предложения измученный пассажир примет безоговорочно.
 
Мне представлялось, что в нашем железнодорожном ведомстве не только наводят на поезда внешнюю красоту, но и проявляют заботу о тех, кто за все это платит из своего кармана, т.е. пассажирах.
 
Говорю об элементарных вещах, таких как кондиционирование вагонов или элементарные форточки.
 
Несколько слов о сервисе во время путешествия – выбор тоже, увы, небогат — чай в пакетиках, растворимый кофе, вода, бутерброды, услужливый проводник. Хотя стоит отметить, что есть телевизор и в пути можно посмотреть фильмы отечественной киноиндустрии. Интернета нет. Хотелось бы искренне надеяться, что он появится вместе с системой кондиционирования. Хорошо бы в этой жизни.
 
Уверена, что улучшение условий в поездах увеличит количество и иностранных туристов. 

Из Ташкента в Бухару комфортно и быстро можно добраться лишь самолетом. Судя по расписанию таких рейсов два в день. В Бухару летают Ил-114 и А-320, т.е около 250 человек в день. Остальные добираются поездом. Вернуться ли иностранные туристы которые воспользовались железнодорожным сообщением, будут ли рекомендовать другим, будет ли у нас развиваться туризм, который кормит многие семьи и позволяет пополнять государственную казну…
 
Итак, подводя итог, можно уверенно сказать, что я пришла к выводу, что поездка на поездах ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» — это самый последний способ перемещения, который я бы выбрала, имея возможность выбора.
 
Однако, будучи гражданином своей страны хотела бы надеяться, что руководство ГАЖК наведет порядок и с продажей билетов, и с удобствами для всех путешествующих, независимо от того класса, в который куплен билет.
 
Все, что нужно для этого – уважение к людям, которые покупают билеты и делают возможными те прибыли, за счет которых и появляются победные реляции.

 
Лола Исламова

PS: Заимствовала заголовок у Бахтиера Насимова, т.к это продолжние темы, поднятой им и точно отражает состояние транспорта в Узбекистане в летний период.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.