Снос гаражей, дорогие парковки и «немые» хозяева уличных парковок
С 1 июля в действие вступает решение хокима города Ташкента о дополнительных мерах по упорядочению мест содержания автомототранспортных средств на территории столицы. В соответствии с ним предполагается снос гаражей и строительство на их месте современных автостоянок.
Власти столицы в 2013 году уже предпринимали попытки снести гаражи и построить образцовые стоянки на их месте. В апреле 2013 года хоким столицы принял решение, согласно которому планировалось до конца 2014 года снести более 40 тысяч гаражей, а на их месте построить современные автостоянки. К их постройке предусматривалось привлечь предпринимателей. По указанному документу в первоочередном порядке места на стоянке получали бывшие владельцы гаражей. Правда, стоянки обходились дороже снесённых гаражей.
В апреле 2013 года начались работы по демонтажу гаражных строений, и в течение трех месяцев в столице было ликвидировано более десяти тысяч гаражей. Но данное решение властей вызвало такую волну возмущения и судебных исков, что впоследствии было отменено прокуратурой.
Справедливости ради, надо сказать, что на месте большинства снесённых гаражей стоянки до сих пор так и не появились, зато они стали местом стихийных мусорных свалок.
Ныне разработан «новый» план, призванный улучшить ситуацию. В апреле нынешнего года в хокимияте Ташкента прошёл брифинг, где общественность ознакомили с планом возведения в столице новых многоярусных автостоянок по типовым проектам на месте гаражных построек. К строительству автостоянок снова планируется привлечь предпринимателей, а товарищества частных собственников жилья займутся их благоустройством.
Как только новость стала известна, последовала реакция горожан. Часть жителей поддерживают инициативу властей по сносу гаражей и строительству автостоянок.
Одни считают, что гаражи занимают площадь, которую можно было бы приспособить для нужд жильцов — построить детские площадки, разбить газоны, поставить скамейки.
Вместе с этим некоторые жители не согласны с таким мнением. В основном это владельцы гаражей.
Другие вновь высказывают возмущение. «На каких теперь основаниях будут их ломать? Это моя собственность. Я купил гараж, получив разрешение от хокимията нашего района. Говорят, что на месте сломанных гаражей будут строить автостоянки, но я против. Прежде всего, о сносе кричат те, кого это никак не касается, у кого нет машины. Мы, владельцы, не только используем отведенное нам место по назначению, но и следим за чистотой вокруг, нанимаем людей для уборки и выноса мусора. Во многих районах снесли гаражи, и к чему это привело? Обещали на их месте построить новые автостоянки. Построили? Как были пустыри, так они и остались. Теперь многие автовладельцы вынуждены ставить машины у подъездов, под открытым небом», — примерно таково мнение противников сноса гаражей.
Каждая из сторон по-своему права, проблема сложная и решать её необходимо с учетом интересов, как жильцов, так и автовладельцев, контролировать процессы строительства автостоянок на предмет их соответствия строительным и санитарным нормам и требованиям не только безопасности, но и удобства для автовладельцев.
Решение хокима касается также организации и строительства автостоянок возле торговых комплексов и залов для торжеств. Сегодня в городе функционируют 142 зала для торжеств и 57 супермаркетов (гипермаркетов), действует семь крупных городских рынков. Каждый день их посещают десятки тысяч людей, и поэтому вопросы регулирования автодвижения, обеспечения условий для въезда и выезда, хранения автомашин требуют повышенного внимания со стороны властей.
«Эски жува» — один из самых посещаемых рынков в нашей столице. В часы пик здесь постоянно возникают пробки, вызванные, с одной стороны, тем, что рынок расположен на пересечении крупных автомобильных магистралей, а также по причине того, что многие водители до сих пор продолжают оставлять свои автомобили на дорогах вблизи рынка.
На самом рынке парковочных мест в часы «пик» не хватает, машины разъезжаются с трудом. Сегодня на территории этого рынка расположено пять автостоянок общей вместимостью порядка 1 000—1 200 автомобилей.
Водителям не нравится также и дороговизна парковки. «Парковка на базаре стоит три тысячи сумов. Но за что платить такие деньги?! Уровень обслуживания оставляет желать лучшего: нет видеокамер, навеса от солнца и от осадков, нет нормального покрытия! Просто расчертили на асфальте места для машин и все. Кто захочет платить за такой уровень «сервиса»? Раз уж решили «драть» с нас такие деньги — будьте добры, обеспечьте соответствующий уровень безопасности и комфорта», — считает большинство.
Какие необходимо предпринять шаги, чтобы сервис соответствовал ценам? Как считают специалисты, во-первых, при проектировании стоит провести статистический анализ имеющегося в данном районе автотранспорта и уже с учетом этого строить автостоянки, при этом предусматривая возможность увеличения числа автомобилей в будущем. Во-вторых, надо обеспечить соответствующий уровень безопасности и комфорта для автомобилистов: выровнять поверхность, поставить навесы, установить систему учета клиентов, видеонаблюдение, провести освещение.
Многие ташкентцы справедливо полагают, что не мешало бы обратить внимание на полукриминальные элементы, которые самостийно крутятся по краям дорог, где нет официальных стоянок. Эти «немые» или прикидывающиеся «немыми» тёмные личности, которые «как бы» помогают парковаться, и выезжать из парковок, вымогая за это деньги. Хотя подавляющее большинство водителей справляются с этой задачей и без них.
Куда и кому в карман, на какие цели уходят немалые суммы никого, похоже, не интересует и милиция их «не видит».
Как мы видим, в вопросе с парковками проблем более, чем достаточно. Как и в вопросе сноса гаражей и планируемой постройки автостоянок внутри жилых массивов, так и в вопросе установления порядка и цен за парковку в общественных местах.
Главное, как отмечалось выше, необходим взвешенный подход, обязательный учет предложений и мнений всех заинтересованных сторон. Только в этом случае реформы могут дать положительный эффект.
Источники: местные СМИ, ФБ
Комментарии