Нужно ли закреплять норму «социальное государство» в Конституции Узбекистана
Закрепление в Основном законе Узбекистана нормы «социальное государство» является важным и отвечает современным тенденциям социализации конституций в таких странах, как Австрия, Бельгия, Испания, Франция и др.
Практика зарубежных стран, закрепивших норму «социальное государство» в той или иной формулировке показывает, что среди его принципов и функций, такие как социальная направленность экономической политики и социальная ответственность государства.
Включение в Конституцию Узбекистана программных положений социального характера представляет собой первостепенный элемент легитимации всей конституционной реформы в глазах населения республики, поскольку от их реализации зависит как будет реально меняться качество и уровень жизни каждого отдельного человека и его семьи.
Согласно финансовому рейтингу, составленному по данным Евростата, Организации экономического сотрудничества и Международной организации труда, Узбекистан по размеру заработной платы (235 долл. США) занимает 118 место в мире. «Доля заработной платы в национальном доходе — по заключению Всемирного банка, — остается на стабильно низком уровне». Низкие темпы роста занятости и заработной платы остаются в числе насущных проблем развития страны.
В этой связи, обеспечение справедливой и достаточной величины минимального размера оплаты труда является ключевым элементом системы государственных гарантий в области заработной платы и выступает в качестве основного фактора для усиления защиты доходов наиболее бедной части населения и поддержания его покупательного уровня.
Анализ Конституций ряда стран СНГ свидетельствует о наличии в них гарантий на «… вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» (Конституция РФ, ст.37), «…минимальный размер заработной платы и пенсии,…. » (Конституция РК, ст.28), «справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование» (Конституция РБ, ст. 42).
Однако, в действующей редакции Конституции Республики Узбекистан данные гарантии отсутствуют. В то же время в ст. 39 гарантировалось, что «пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума».
Вместе с тем, понятие «прожиточный минимум», хотя и обладает конституционным статусом, это автоматически не устраняет ряд существовавших проблем. Как экономическая категория больше соотносится с определением границы бедности, а не с уровнем благосостояния. Соответственно, адресная поддержка является базовым принципом оказания социальной помощи только для тех, чьи доходы находятся ниже черты бедности и не может распространяться на всю систему социального обеспечения.
В этой связи предлагается закрепить в новой редакции Основного закона страны права гражданина на вознаграждение в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда. При этом минимальный размер оплаты труда должен быть справедливым и достаточным не только для самого работника, но и для членов его семьи, чтобы обеспечить им достойное существование.
Кроме того, необходимо дополнить Конституцию пунктом, что государство создает необходимые условия для развития системы социального обслуживания, определяет государственные пенсии и другие виды социальной помощи.
Новые поправки социального характера должны унифицировать процессы, касающиеся регулирования социальных пособий, пенсионных и иных выплат при всем их многообразии, а также обеспечить единый вектор их финансирования.
Без этого не может быть обеспечена ни социальная стабильность в нашем обществе, ни потребительский спрос на производимую продукцию отечественными производителями, т.е. устойчивое развитие национальной экономики.
Дмитрий Тростянский,
доктор экономических наук
Комментарии