Соцопрос: педагоги теряют авторитет
Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» провел социологический опрос «Учитель о своем учебном заведении, о детях и о себе». В опросе приняли участие учителя школ, педагоги лицеев и колледжей.
В ходе исследования учителям нужно было охарактеризовать общую атмосферу, царящую в ученических коллективах. Большинство оценивают психологический и духовно-нравственный климат в классах положительно.
Однако педагоги колледжей и лицеев значительно чаще отмечали, что у учащихся отсутствуют устойчивые нравственные приоритеты, кроме того, они не всегда понимают своих учеников.
Ключевую роль школы, педагогов в интеллектуально-духовном развитии ребенка, как считают респонденты, нельзя рассматривать вне взаимодействия с семьей. Только в сотрудничестве с родителями учебное заведение и учительский коллектив, по мнению опрошенных, смогут влиять на процессы социализации и воспитания детей.
Каждый пятый педагог отметил, что в последнее время происходит снижение авторитета личности учителя в восприятии учащихся, он перестает быть для них положительным личностным образцом для подражания. По мнению респондентов, невысокий жизненный уровень педагогов снижает приток в систему народного образования талантливых и честолюбивых людей, особенно мужчин.
Большинство опрошенных считает, что «трудные» дети, особенно те, которые постоянно пропускают занятия, агрессивно ведут себя по отношению к одноклассникам и учителям. Педагоги, работающие в колледжах, значительно чаще упоминали о правонарушениях, совершаемых учащимися, нежели учителя лицеев и школ. Почти каждый десятый опрошенный отметил, что учащиеся его учебного заведения совершали мелкие кражи, участвовали в драках. Мелкие хулиганские выходки и групповые драки, по результатам опроса, чаще совершаются учащимися колледжей.
По мнению педагогов, основной причиной совершения учащимися правонарушений является отсутствие у них правовой культуры, непонимание того, что они нарушают закон и могут быть наказаны за это. Ответственность за асоциальное поведение подростков опрошенные педагоги склонны приписывать главным образом неблагоприятному семейному влиянию.
По мнению педагогов, переход системы образования к 11-летнему обучению будет способствовать улучшению качества образовательного процесса, получению систематических углубленных знаний по основным школьным дисциплинам.
Как считает большинство респондентов, одной из главных положительных сторон реформы станет то, что на протяжении 11-летнего обучения дети будут находиться вместе, формируясь морально, психологически и физически в своих школах, родном коллективе сверстников и учителей. Тем самым будут обеспечены непрерывность образования, укрепление воспитания учащихся в духе общечеловеческих ценностей, гуманизма, снижение числа совершаемых правонарушений.
Комментарии