Страна глухих. Готово ли наше общество к интеграции людей с ограниченными возможностями?
В то время как за границей людей с особыми потребностями стараются максимально социализировать, у нас наблюдается обратная тенденция –инвалиды, как правило, живут в сообществах, интернатах и контактируют преимущественно с собратьями по недугам. Чтобы взглянуть на эту жизнь изнутри, мы отправились в специализированную школу-интернат №102 для слабослышащих детей.
Внешне они практически не отличаются от обычных детей: красивые, опрятные, приветливые (по большей части). Так же, как другие дети, шалят, ссорятся, угощают любимых молоденьких воспитательниц принесенными из дома сладостями. Многие хорошо владеют устной речью – те, с кем с ранних лет разговаривали и занимались родители. Другие издают специфические звуки, в которых с трудом различаются русские слова. Видеть и слышать столько особенных деток в одном помещении… странное, гнетущее впечатление. И до тех пор, пока оно остается таковым, о полноценной интеграции инвалидов в общество в нашей стране говорить не приходится.
Не все родители могут позволить себе приобрести слуховой аппарат для ребенка. Некоторые и вовсе не предпринимают попыток наладить общение с детьми. А ведь это один из важнейших факторов успешного развития слабослышащих ребят: до них нужно достучаться, чтобы познакомить с миром, и делать это должны близкие, любящие люди. Среди воспитанников много талантов: спортсмены, занимавшие призовые места на международных соревнованиях, ремесленники, художники, танцоры. В интернате есть хореографическая секция, которой заведует Олег Ощепков. Основанный им танцевальный ансамбль «Кирк Чикаго» объединяет глухонемых, слабослышащих и здоровых девочек, подтверждая, что чувство ритма рождается внутри человека: на выступлениях коллектива ни одному зрителю не пришло бы в голову, что большая часть танцовщиц не слышит.
С другой стороны, глухота, особенно врожденная, часто сопровождается ментальными заболеваниями или задержкой в умственном развитии. Но, как отмечают воспитатели, постоянные упорные занятия благотворно сказываются на состоянии детей. То есть стоит уделить немножко больше внимания – и ребенок сможет достичь более высокого уровня, а в будущем, соответственно, легче приспособится к взрослой жизни.
Не все ученики страдают нарушениями слуха – в интернате на равных со всеми условиями, то есть бесплатно, могут проживать и учиться дети выпускников, даже обладая стопроцентным слухом. Есть дети, которые в силу психических нарушений нуждаются в специализированном лечении. Однако родители, не желая «клеймить» ребенка справкой об умственной отсталости, предпочитают делать вид, что все в порядке. В результате: периодические вспышки агрессии у таких детей, от чего страдают и одноклассники, и воспитатели, и сам ребенок, не получающий должной медицинской помощи и внимания.
В первой половине дня воспитанники интерната занимаются по программе, аналогичной курсу средней общеобразовательной школы (только классы «Б» и «В», куда помещаются ученики с задержкой в развитии, на год отстают). В интернате имеется лингафонный кабинет, оборудованный при поддержке спонсоров. Однако учителя им почему-то не пользуются: проще без нововведений, по старинке…
После обеда с ребятами остаются воспитатели: делают домашние задания, играют, занимаются рукоделием (особенно популярны бисероплетение и оригами), проводят беседы, но в основном убирают территорию интерната. За каждым классом закреплен участок, который дети расчищают в рамках трудовой терапии.
Многие ребята приходят в интернат, как в обычную школу, то есть по вечерам уходят домой. Других забирают один раз за несколько недель или месяцев. Есть и такие родители, которые пропадают неизвестно где, оставив ребенка на попечении бабушек… Глядя на этих деток – и
умненьких, развитых, и тех, чей внутренний мир остается далеко за пределами нашего понимания – осознаешь, что большинство из них не пропадут и найдут свое место под солнцем. Это подтверждает и опыт прошлых лет: воспитатели рассказывают, что некоторым выпускникам
удалось хорошо устроить свою жизнь. Но в то же время не покидает ощущение, что находишься в каком-то «запретном городе», куда прячут «не таких, как все» с глаз долой. Задумываешься: что будет, если детей с особыми потребностями не изолировать от остальных?
Многие развитые страны отказались от интернатов для детей с ограниченными возможностями. Там города приспособлены для того, чтобы и незрячий, и неслышащий, и человек в коляске мог свободно передвигаться, ходить на работу и за покупками. Но дело даже не в повсеместном наличии пандусов и специальных туалетов. Готовность общества к интеграции людей с ограниченными возможностями – это готовность каждого отдельно взятого человека смотреть на них без жалости, настороженности или любопытства, а наконец увидеть равного себе, готовность каждой семьи, в которой рождается малыш с определенными проблемами, не прятать его в интернате, а сделать все, чтобы помочь ему вырасти и раскрыть свой потенциал.
Анастасия Мун
Комментарии