Стратегия развития регионов – путь к решению важных социально-экономических задач

Стратегия развития регионов – путь к решению важных социально-экономических задач

В условиях глобализации и межрегиональной конкуренции Узбекистану необходимо обеспечить интегрирование в мировую экономику, конкурентоспособность на международных рынках, с тем, чтобы обеспечить экономическую основу проведения сильной социальной политики. Для достижения этой цели необходимо пропорциональное развитие каждого региона, поскольку экономика страны в целом зависит от отдачи административно-территориальных единиц или степени их дотационности.

Поэтому сегодня практика разработки и реализации стратегии развития региона с учетом особенностей этой территории, приобретает особую актуальность. Обычно основная цель подобной стратегии заключается в правовой и организационной поддержке возможностей местных органов власти, улучшении инвестиционного климата не только для иностранного капитала, но внутренних инвесторов. Это единственный путь для создания рабочих мест, улучшения благосостояния и обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона.

В Узбекистане основу нормативно-правовой базы стратегии развития регионов составляет статья 100 Конституции Узбекистана. Она гласит, что «К ведению местных органов власти относятся: 
обеспечение законности, правопорядка и безопасности граждан;
вопросы экономического, социального и культурного развития территорий;
формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов, сборов, формирование внебюджетных фондов;
руководство местным коммунальным хозяйством;
охрана окружающей среды;
обеспечение регистрации актов гражданского состояния;
принятие нормативных актов и иные полномочия, не противоречащие Конституции и законодательству Республики  Узбекистан» (конец цитаты).

Механизм реализации этой конституционной нормы закреплен в статьях 24 и 25 Закона «О государственной власти на местах», согласно которым полномочия по определению основных направлений развития регионов возложены на хокимияты и местные Кенгаши народных депутатов.

Правовой основой для формирования и реализации государственной политики долгосрочного регионального развития также служат указы и постановления главы государства, постановления Кабинета Министров, комплексные и территориальные программы развития.

Например, постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности органов государственного управления на местах по обеспечению комплексного развития территорий», принятое в конце февраля текущего года, стало важным правовым актом, направленном на расширение полномочий, повышение роли и ответственности местных органов исполнительной власти на местах в решении актуальных задач регионов.

Данный документ расширяет самостоятельность, полномочия и повышает ответственность этих органов за обеспечение неуклонного роста уровня и качества жизни населения, комплексное и сбалансированное развитие территорий. Ведь именно хокимы областей, районов и городов знают изнутри ситуацию на местах, владеют всей необходимой информацией для развития социальной сферы, решения важнейших задач модернизации страны, повышения конкурентоспособности экономики, развития частной собственности и частного предпринимательства.

В соответствии со стратегией развития регионов в структурах хокимиятов областей и города Ташкента образованы сводные управления, а в хокимиятах районов и городов – отделы по комплексному развитию территории. Они находятся в прямом подчинении хокимов. Тем самым, усиливается потенциал и ответственность местных органов государственной власти в сфере стратегического планирования развития регионов.

Следует подчеркнуть, что в целом за годы независимости обеспечение территориальной сбалансированности национальной экономики и снижение региональных диспропорций стали приоритетными направлениями государственной политики Узбекистана. При этом политика территориального развития, наряду с отраслевыми и секторальными программами, проводится одновременно с реализацией других общереспубликанских и отдельных территориальных программ.

Принимаемые в стране программы предполагают реализацию комплекса мероприятий по основным отраслям экономики, таким как промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг, строительство, транспорт и другим, имеют непосредственную связь с региональным развитием.

Примечательно, что в рамках дальнейшего социального развития в Узбекистане реализуются 6 государственных программ в области здравоохранения, образования, жилья, способствующие повышению качества и уровня жизни населения. По официальным данным, в текущем году на социальную сферу будет направлено 59,1% всех расходов Государственного бюджета, в том числе на образование – 33,7%, здравоохранение – 14%.

Кроме того, в стране приняты и успешно реализуются 6 территориальных программ, направленных на повышение индустриального потенциала и создание современных объектов услуг и туризма в конкретных регионах.

В частности, с целью обеспечения благоприятного уровня жизни формируется социально-экономическая база развития отдельных городов. Утверждение генеральных планов развития 5 городов — Ургенча, Термеза, Карши, Джизака и Гулистана, яркое тому подтверждение.

В последние годы в Узбекистане проходят успешную проверку временем новые формы регионального развития, такие как создание свободных индустриально-экономических и индустриальных зон. Так, организованные СИЭЗ «Навои», СИЗ «Ангрен» и «Джизак» вносят определенный вклад в создание благоприятных условий и широких возможностей для организации промышленных предприятий по производству высокотехнологичной и инновационной продукции, предназначенной, в основном, для экспорта.

Наряду с программами по социально-экономическому развитию регионов, особую актуальность имеют меры по обеспечению экологической безопасности. В данной сфере приняты такие нормативно-правовые акты, как «О Программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2013-2017 годы», «О дополнительных мерах по обеспечению безусловного выполнения Государственной программы по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов на период 2013-2017 годы», а также «О Комплексной программе мер по смягчению последствий Аральской катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья на 2015-2018 годы».

Они играют важную роль в обеспечении рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей, сохранении и восстановлении природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции.

Поскольку все вышеуказанные программы и проекты разрабатывались на уровне центральных министерств и ведомств, то они оказались недостаточно взаимоувязаны между собой. В большинстве случаев, в стремлении снизить региональные диспропорции и обеспечить выравнивание социально-экономического развития регионов, зачастую не учитывались возможности и особенности регионов, заключающиеся в конкурентных преимуществах, энергетическом потенциале, качестве трудовых ресурсов, выхода на внешние рынки и соседние территории.

Одним из объяснений этого являются сохраняющиеся элементы бывшей централизованной плановой системы и их использование при определении перспектив экономического развития регионов. Разработка программ и проектов регионального развития «сверху вниз», т.е. на уровне центральных министерств и ведомств привела к тому, что участие частного сектора и органов местного самоуправления в планировании развития регионов было непропорционально малым.

Практически не был соблюден такой важный принцип разработки стратегии регионального развития как партнерство, предусматривающее объединение усилий местной власти, частного сектора и гражданского сообщества. Разработчики оказались не готовы к построению децентрализованной модели государственного управления, основанной на постепенной передаче полномочий от центральных структур местным органам государственной власти.

Поэтому сегодня в Узбекистане идет активное обсуждение планов по внедрению практики разработки стратегий развития регионов с использованием инструментария интегрированного планирования и активного вовлечения в процесс планирования представителей частного сектора и местных сообществ.

По мнению экспертов, интегрированные программы и проекты впоследствии позволят объединить наиболее важные для социально-экономического и экологического развития задачи в одном систематизированном документе, а именно в стратегии развития региона. С одной стороны, это даст возможность сократить существующие отраслевые программы, разрабатываемые на центральном уровне, с другой, — повысит роль местных органов власти в планировании развития регионов с учетом интересов и нужд каждого региона.

Такой интегрированный подход в местном развитии в дальнейшем позволит достичь рационального распределения и эффективного использования ресурсов, создать новые рабочие места и повысить доходы населения, обеспечить доступные и качественные социальные услуги по здравоохранению, образованию и т.д.

Стратегия регионального развития также даст возможность связать комплексную картину имеющихся людских, материальных и производственных ресурсов с наиболее важными социально-экономическими задачами на местном уровне, и определить приоритеты развития региона на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Таким образом, взаимовыгодная кооперация местных органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, ННО и других институтов гражданского общества, направленная на достижение целей и решение конкретных задач конкретного региона экономического, социального или экологического характера, усилит легитимность принимаемых программных мер и послужит устойчивому развитию регионов, а значит общенациональному процветанию.

Статья подготовлена на основе материалов Проекта ПРООН: «Поддержка системы местного управления/Фаза-2»

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.