Ташкентский гамбит или Злоключения швейцарской компании. Часть вторая

Ташкентский гамбит или Злоключения швейцарской компании. Часть вторая

Материал  «Ташкентский гамбит или Злоключения швейцарской компании», опубликованный 23 марта, об иностранном инвесторе, компании AvgaTrading CA, который вложился  в АО «Тошкент Универмаги», вызвал оживлённую, местами ожесточенную дискуссию в сети Фейсбук и многочисленные отзывы и комментарии читателей.
 
В отечественной прессе, появились публикации с недостоверной информацией об исключении Avga Trading CA из состава учредителей, из-за которых одному отечественному изданию пришлось давать опровержение и подтверждать, что швейцарская компания по прежнему является акционером АО «Тошкент Универмаги». Были и другие публикации в СМИ, теперь уже с информацией об исключении швейцарской компании из состава аффилированных лиц. Последнее является увы, фактом. Исключение швейцарской компании из числа аффилированных лиц произошло вследствие целенаправленных манипуляций, о которых говорилось в предыдущей статье. Вследствие этих сомнительных манипуляций, доля швейцарской компании с первоначальных  25% снизилась вдвое, что и позволило   АО «Тошкент Универмаги» вывести Avga Trading CA из списка аффилированных лиц. Однако, в числе акционеров компания все же осталась.
 
«Потенциальными покупателями ЦУМа является население Ташкента, а также гости отелей «Ташкент Палас», «Гранд Мир», «Узбекистан». В 1998 – 2001 годах в комплексе была проведена реконструкция и техническое перевооружение, в результате чего предприятие полностью отвечает современным требованиям супермаркета». Это выдержки из материалов, опубликованных в местных СМИ. Что уж тут скажешь…
 
Для того, чтобы яснее представить себе ситуацию с «успехами» Ташкентского ЦУМа, не будем даже сопоставлять его с московскими ГУМом и ЦУМом, просто сравните АО «Тошкент универмаги» с современными торговыми центрами в Ташкенте.
 
Да, Ташкентский ЦУМ отметил полувековой юбилей 3 года назад. Почет и уважение, если бы это был памятник прошедшей эпохе, а не торговый центр который должен меняться и соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Как отмечалось в первой статье, в ЦУМе возникает ощущение памятника или мавзолея эпохи советской торговли с распределительными функциями дефицитного товара. Такому отношению к торговле давно пора на «заслуженный» отдых. Торговля давно превратилась в науку как привлекать и удовлетворять потребности потребителя.   Без новых, научно обоснованных подходов невозможно создать современное торговое предприятие. 
 
В 1993 году, когда совершалась приватизация ЦУМа и советская общенародная собственность передавалась акционерам–собственникам, предполагалось, что это будет стимулом развития предприятия. Однако этого, к сожалению, не случилось. 
 
Чувство «собственности» проявилось только у бывших руководителей предприятия которые решили что это им персональный подарок «свыше» и можно им пользоваться как заблагорассудится, без учета интересов как иностранных акционеров, так и многочисленных акционеров: пенсионеров, бывших работников АО «Тошкент Универмаги» и, конечно государства. 
 
Так, отсутствие реальной оценки активов позволило руководителю предприятия вывести из собственности АО в свою пользу за бесценок торговую базу, магазин на Нукусской улице напротив Миробадского рынка. А затем, по прошествии лет, приравнять по стоимости всю собственность Акционерного Общества торговому помещению в десятки раз меньше по площади, о чем мы писали в предыдущей статье. Занимательно, что ранее выведенный из собственности АО магазин на Нукусской улице больше и лучше того, к которому сейчас приравняли весь АО «Ташкент Универмаги». Швейцарской компании  можно позавидовать и поучиться такому, с позволения сказать, «эффективному ведению бизнеса». 
 
Номинал акции «Ташкент Универмаги» – 1552 сума при числе 1105600 акций. Итого – 1,7млрд сум. Что по стоимости примерно равно пяти трехкомнатным квартирам в том же районе. Примерно такая же цена акции и бралась в расчет при операции обмена акций на магазин ООО «Nafosan Madina» площадью всего 800 квадратных метра.
 
Теперь обратимся к  цифрам с другой стороны – при первоначальном размещении, номинал акции 100 сум равнялся 3-4 долларам в 1993-95 гг. Валютный пакет 2 доллара. Сейчас 1552 сум – меньше 0,5 доллара по курсу ЦБ. То есть акции обесценены в 4-6 раз. А это деньги, ушедшие из кармана акционеров, годами не получающих дивиденды.
 
В развитых странах, если акция падает в цене на пару процентов, на фондовой бирже начинается ажиотаж, а сама компания ставит на «ковер» руководство и проводит расследование менеджмента. Очень часто именно это приводит к отставке генеральных директоров и других руководителей компании.
 
Однако, как видно из поведения руководства и акционеров АО «Тошкент Универмаги», всех все устраивает, никаких мер к директору не применялось. Это наводит на мысли о «злонамеренном сговоре» и умышленном обесценении акций правлением предприятия, цель которой нанести ущерб многочисленным акционерам с небольшим пакетом акций, а также иностранным акционерам. Кроме швейцарской компании акционерами АО «Тошкент Универмаги» являются бывшие работники ЦУМа. Факты, доказывающие злонамеренность сделки с ООО «Nafosan Madina» были приведены в предыдущей статье. Возмможно, есть желание ничего не стоящие акции скупить за бесценок у пенсионеров. В ЦУМе некогда работало до 1500 человек, а сейчас – всего 200. Не случайно, нам кажется, предложения по рыночной оценке активов игнорируются.
 
Повторимся, что оборот, согласно годовому отчету, около 5 млрд. сум с торговых площадей в 11 000 квадратных метров, подобный оборот имеют магазины 200-300 м2. Нетрудно подсчитать упущенную выгоду государства в виде недополученных налогов.
 
Вызывает недоумение, почему не рассматривалось предложение швейцарской компании, готовой заплатить 18 млрд. сум за эти вновь выпущенные акции, а вместо этого их обменяли на здание ООО «Nafosat Madina». Рыночная оценочная стоимость здания ООО «Nafosat Madina» в 12 раз меньше по стоимости, чем акции, на которые его обменяли. Напомним, что ровно такое количество акций стоило все здание ЦУМа со складами (18 тыс. кв. метров) плюс загородная база отдыха АО «Тошкент Универмаги» на 200 мест. Поистине – своя рука владыка!
 
При нынешней эффективности руководства эту сумму ЦУМ сможет заработать за 90 лет(!!!). Это реальные инвестиции, которые могли прийти на счет предприятия, а в конечном счёте – в Узбекистан. Причем, воплотившись в реконструкцию здания ЦУМа и навечно, так сказать, остаться в Ташкенте.
 
Государство, в свое время, создало весьма льготные условия для выкупа своей недвижимости с надеждой, что новые собственники окажутся куда эффективней советской администрации и принесут прибыль в карман государства большую, чем это делали государственные директора. Видимо, в случае с ЦУМом, этого не случилось, а у государства, как говорится, «руки не дошли» проверить, с какой эффективностью и в чью пользу используется собственность, построенная на государственные деньги.
 
Мы не можем предсказать, чем завершится эта история. Однако, ясно одно – подобное недальновидное отношение к иностранным инвесторам, забота о личном кармане в ущерб государству – это на та политика, не тот менеджмент, не то корпоративное управление, которого добивается новое руководство страны, пытаясь наладить экономику.
 
Исправление ситуации, возможно, требует согласованных действий самых различных государственных органов – от прокуратуры до Минюста, от Института мониторинга действующего законодательства до Центрального депозитария ценных бумаг. Что и будет сделано, как мы надеемся.
 
И, напоследок, чтобы внести ясность в эту, казалось бы, ясную ситуацию мы направили соответствующие вопросы в ЦУМ и ждем ответов, которые обязательно будут опубликованы.
 
Зайтуна Эркинова
 
P.S. Считая, что вопросы, направленные руководству ЦУМ через их сайт могут быть интересны читателям, публикуем их ниже:

1) Почему ЦУМ, имея 11000м2 торговой площади, имеет средний ежедневный оборот 18млн., чистый доход 600тыс сум? Для сравнения – это эффективность базарного павильона на Абу Сахий, площадью около 150-200  квадратных метров.
 
2) Существует ли экономическое обоснование обмена акций на здание ООО «Nafosat Madina» на территории старогородского рынка, когда  18000м2 (11000м2 торговых + 7000 метров складских помещений) + 6га зона отдыха была приравнена по стоимости к магазину 800м2? Какова экономическая цель этой операции, и какую прибыль получило АО «Тошкент универмаги» и акционеры?
 
3) Почему не рассматривалось предложение фирмы, готовой заплатить 18млрд сум за эмитированные акции и вместо этого их обменяли на здание ООО «Nafosat Madina»? Ведь предлагалась сумма в 12 раз больше, чем оценочная стоимость здания «Nafosat Madina»?  При нынешних экономических показателях руководства АО «Тошкент универмаги» эту сумму ТУ сможет заработать за 90лет(!!!). Это реальные инвестиции, которые могли прийти на счет предприятия.
 
4) Кому, и по какой стоимости реализованы ранее принадлежавшие АО «Тошкент Универмаги» торговая база, магазин по улице Нукусская, торговые павильоны около главного здания ЦУМ?
 
5) Почему стоимость расположенного в самом центре столицы Узбекистана здания площадью 18000м2 оценена как пять  3х-комнатных квартир в том же районе. Почему не проведена рыночная оценка всех активов независимой компанией? Для обеспечения прозрачности оценки можно было бы привлечь международные оценочные компании и провести оценку с участием иностранных инвесторов?
 
6) Чем вызвано негативное отношение к Швейцарской компании? Ведь её инвестиции в здание и инфраструктуру навечно останутся в Ташкенте?
 
 
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.