Три женщины сидели у черты…

Домашнее насилие в странах Центральной Азии остается актуальной и важной проблемой, несмотря на некоторые положительные изменения в законодательстве. И, хотя, этот вид преступления криминализирован в Узбекистане, Казахстане, а в Уголовном кодексе Таджикистана предусматривается административное наказание за домашнее насилие, многие женщины продолжают терпеть тиранов в своих семьях.

Журналисты из Узбекистана, Казахстана и Таджикистана в рамках проекта «По правилам уята» беседуют с женщинами, пережившими бытовое насилие. Узнают мнение специалистов и простых граждан о том, что они думают о насилии в семье и об ужесточении наказания за избиения женщин.

Цель проекта — не только показать тему бытового насилия с разных сторон, но и помочь объединиться женщинам из Центральной Азии, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Мы предлагаем вам подборку реальных историй женщин из этих стран, которые столкнулись с домашним насилием и смогли изменить свою жизнь благодаря своей силе и решимости.

Узбекистан: Cвекровь – домашний тиран

Жительница Узбекистана почтенного возраста, пережившая домашнее насилие со стороны неродной матери в детстве, сегодня держит в ежовых рукавицах всю семью – 50-летнего сына, его жену и двух внуков.

Мафтуна, 45-летняя невестка этой женщины, рассказала, что сталкивается с семейным насилием со дня своей свадьбы на протяжении семнадцати лет. Она описывает сцены психологического давления и унижения, которые устраивает ее свекровь. По словам женщины, каждый её шаг контролируется и каждое слово осуждается. Психологическая поддержка в стране доступна, однако профессиональная помощь считается более действенным подходом к решению проблемы.

Психологи отмечают, что их помощь является временной мерой, а для долгосрочного решения проблемы предлагают прививать детям с ранних лет необходимые навыки, чтобы избежать психологической незрелости, которая может привести к повторным случаям абьюза.

Полную историю Мафтуны можно прочитать здесь .

Казахстан: как Бикия использует закон Салтанат

В Казахстане закон о бытовом насилии криминализировали всего полгода назад. И только после того, как почти на весь мир получило огласку дело о жестоком убийстве Салтанат Нукеновой – бывшей жены экс-министра Бишимбаева. С тех пор женщин, которые перестают бояться “уята” (“стыд” на языках Центральной Азии) и готовы рассказывать о мужьях-абьюзерах, становится все больше.

Одна из них – Бикия Макишева, которая после нескольких лет брака с агрессором решила не молчать. Она поделилась своей историей в Instagram, в СМИ, а позже дошла до президента страны.

Бикия приехала из Павлодара в Алмату в 22 года, где встретила своего гражданского мужа Дмитрия. Она рассказала о том, как ее красиво начавшийся роман быстро сошел на нет и вскоре ей пришлось терпеть от своего избранника оскорбления, унижения и даже побои. Бывший муж связывал ее, избивал, обливал кипятком. И, несмотря на все это, Бикия – положительный пример того, как можно выйти из сложных семейных отношений, растить одной ребенка и даже открыть свой бизнес.

Сейчас Бикия продолжает бороться за свои права, используя «закон Салтанат». И показывает другим женщинам, что можно выйти из любых отношений, пока ты жива и не боишься «уята».

Полную историю Бикии Макишевой можно прочитать здесь.

Таджикистан: сломлена, но не побеждена

Домашнее насилие в Таджикистане остается одной из актуальных проблем общества. Ежегодно в этой стране регистрируются от 1,5 тыс обращений с жалобами на семейных тиранов. Это лишь официальная статистика, а реальных случаев насилия может быть намного больше.

Фемактивистка Фарзона Саидзода полагает, что женщины терпят насилие из-за стигматизации, патриархальных норм и экономической зависимости. Она подчеркивает важность образования и трудоустройства для женщин, а также необходимость создания благоприятных условий, большего осведомления о правах, организацию просветительских проектов и кампаний.

В жизни 32-летней Рухшоны произошли самые тяжелые для нее испытания – издевательства родни мужа, непринятие в родительском доме, скитания по углам, развод и борьба за детей. История этой женщины, которая смогла изменить свою жизнь благодаря общественной организации, является примером того, что никогда не нужно бояться обратиться за помощью.

Полную историю Рухшоны можно прочитать здесь.

Домашнее насилие как табу

Общим для всех стран региона является то, что тема домашнего насилия – табу, эту проблему принято везде замалчивать, что препятствует ее эффективному решению. Кроме того, сохранение патриархальных стереотипов могут лишь усиливать домашнее насилие.

Жительницы стран Центральной Азии часто подвергаются дискриминации и насилию из-за устаревших представлений о роли и положении женщины в семье и обществе. Наши героини – разного возраста, разного социального статуса, все три – росли и жили в условиях “уята”, стереотипов, предубеждений.

Однако, ситуация постепенно меняется. В Узбекистане, Казахстане и Таджикистане принят закон о домашнем насилии, и чаще всего для абьюзеров предусмотрена уголовная ответственность. В каждой из стран региона существуют инициативы и программы по борьбе с домашним насилием, что свидетельствует о постепенном изменении отношения к этой проблеме.Так, в Казахстане за 2023 год в правоохранительные органы поступило 100 тысяч жалоб на домашнее насилие. Это в три раза больше, чем за все последние пять лет (население Казахстана составляет более 19 млн человек).

В отчете Госдепартамента США о положении прав человека в 2023 году, отмечается, что ежегодно в Узбекистане в правоохранительные органы поступает около 40 тысяч сообщений о случаях гендерного насилия, и большинство из них касаются женщин (население Узбекистана составляет более 34 млн человек).

В Таджикистане в 2023 году было зафиксировано 871 обращение о случаях домашнего насилия. В первом полугодии 2024 года количество обращений на случаи насилия в семье увеличилось до 787, что показывает тенденцию к росту (население Таджикистана составляет более 9 млн человек).

Однако количество жалоб как раз и показывает, что проблема как была актуальной много лет назад, так и остается таковой.

В трех статьях, посвященных теме домашнего насилия, отмечается недостаточная защита жертв домашнего насилия и недостаток социальной поддержки для пострадавших. Наши истории показывают, как важно женщине, столкнувшейся с домашним насилием, иметь своевременную поддержку, прежде всего родных и близких.

На примере трех героинь мы видим: их также объединяет желание начать жить так, как они хотят, несмотря на возраст, профессию и обстоятельства. Несмотря ни на что, они нашли в себе силы, если не простить и забыть, то абстрагироваться от агрессоров. Женщины нашли в себе силы, чтобы жить дальше. Либо уйти от агрессоров и жить по-новому (вернуть детей, открыть бизнес), либо наладить свою жизнь так, чтобы агрессор больше не кардинально влиял на нее.

Например, Мафтуна из Узбекистана поступила в вуз, осуществив свою мечту, несмотря на тиранию свекрови, Бикия открыла бизнес, Рухшона добилась того, чтобы жить отдельно в доме с детьми.

Все героини – про сильный характер, который закалился под влиянием обстоятельств. Их желание изменить что-то в своей жизни (и как бы пафосно это не звучало, в жизни десятков других женщин), и это уже большой шаг в то время, как многие женщины в нашем регионе продолжают терпеть домашнее насилие и предпочитают не говорить об этом.

Что еще можно сделать?

Недостаточная осведомленность населения о законах и мерах по предотвращению домашнего насилия. Пострадавшим от бытового насилия важно знать, что всегда есть место, где можно найти временный приют – а значит, нужно больше шелтеров, больше информации об их работе. Потому что женщины, как мы видим на примере статистики и наших героинь, готовы бороться за себя, всё больше готовы не молчать, вдохновляя других женщин своим примером. Но им важно знать, что после того, как их история станет публичной, их подхватят. Что они не останутся одни. Что есть инфраструктура, где их примут и помогут. Что общество тоже рядом. Что есть процессы и процедуры, которые будут на их стороне.

Такой инфраструктурой могут быть не только шелтеры и телефонные линии доверия.

Также нужна политическая воля на то, чтобы публичных судов над абьюзерами становилось больше. Чтобы у тех, кто применяет насилие, в голове закрепилась мысль: их дела станут публичными, их судить будут публично, их темные дела не останутся безнаказанными.

Именно публичные суды сегодня особенно важны, потому что и семья Салтанат, и впоследствии Закон Салтанат стали возможны, благодаря открытому процессу по делу и сильному общественному резонансу. Без этой открытости история Салтанат была бы одной из многих историй в новостных сводках. Таких открытых судов должно быть больше.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.