Тьютор в Узбекистане: как внедрить инклюзию в образование?
Некоммерческий социально-информационный проект «Downside Sport» проводит кампании по информированию населения о том, что синдром Дауна – это не приговор. Новым этапом проекта в этом году стало тьюторство. Тьютор выступает в роли связующего звена между ребенком с инвалидностью и его окружением в школе: учителя, друзья. В России, например, помимо индивидуального плана обучения для ребенка с инвалидностью предполагается сопровождение тьютора. Как эта ситуация обстоит в Узбекистане, мы поговорили с основателем проекта Downside Sport Анисой Шамсутдиновой.
— На сегодняшний день тьюторство это новое понятие для страны. В быту тьютора называют социальным или ресурсным педагогом. У тех родителей, которые отдают своих детей в первый класс, появилась такая потребность. Учитывая, что инклюзия развивается, мы нуждаемся в таких педагогах. Как только мы объявили конкурс в нашем телеграм-канале, в течение двух дней поступило свыше 15 заявок.
— Как будет проходить отбор тьюторов?
Первый этап – опросник, в котором мы знакомимся с кандидатом, второй этап – очное собеседование. Мы проверяем у будущих тьюторов определенные навыки, стрессоустойчивость, например. Третий этап, заключительный – знакомство с семьей. К сентябрю 2019 года в Ташкенте мы планируем двоих детей с РАС (расстройство аутистического спектра) прикрепить к тьюторам. Безусловно, дети и с другими ментальными особенностями в них тоже нуждаются. Если все получится, то мы планируем запустить программу по обучению тьюторов. У нас есть свой метод обучения. Методика основана на международных практиках, мы ее просто хотим адаптировать под образовательные процессы в Узбекистане.
— Я правильно понимаю, что тьюторы будут прикреплены к семье…
— Да. Семья будет с ними заключать трудовой договор. Мы даем тьюторам практические навыки, которые им будут в дальнейшем полезны.
— Вы можете приблизительно оценить какова потребность в тьюторах?
— Многие семьи хотят социализировать ребенка, отдать его в частную школу. Тьютор нужен для того, чтобы быть коммуницирующим звеном между ребенком и школой. Потребность есть.
— Сколько тьюторов до конца года вы планируете обучить?
— На данный момент у нас проблема с финансированием. Мы проект некоммерческий, сами его финансируем. Обучение тьюторов будет бесплатным, двоих обучить точно сможем, планируем прикрепить их к детям, в дальнейшем мониторить и вести их. Родители также будут делать свои заметки.
— Какие проблемы в системе инклюзивного образования помогут решить тьюторы?
— Родители смогут быть уверенными в том, что ребенок сможет коммуницировать с обществом. Тьютор способствует навыкам социализации у ребенка, так же он поддерживает ребенка в учебном процессе для лучшего восприятия школьной программы.
— Невольно возникает вопрос, а чем тьютор отличается от нянечки?
— Тьютор имеет педагогическое образование. Его задача не просто сидеть с ребенком, а объяснять ребенку школьную программу. Тьютор – это педагог, во время учебного процесса он раскладывает ребенку всю задачу по полочкам на языке ребенка.
— К сожалению, в законодательной базе профессия «тьютора» не прописана…
— Мы не можем поменять систему. Тьютор будет фактически выступать в качестве нянечки на законодательном уровне. Мы планируем развивать проект и чтобы обучение тьюторов было массовым. Планируем ежегодно хотя бы пять детей-первоклашек сопровождать квалифицированным тьютором.
— С какими проблемами тьютор может столкнуться на практике в Узбекистане?
— Мы знаем, когда сами родители самостоятельно выступают в роли тьюторов. Например, у нас есть мальчик с синдромом Дауна, который посещает неспециализированную школу, при этом его мама выступает в роли тьютора. Общение между тьютором и ребенком должно быть дружеское, мы будем проводить тестирование на совместимость с ребенком. Трудностей, я полагаю, будет немало. В ходе практики сможем уже точно сказать какие проблемы возникают.
— Какие международные практики для детей с синдромом Дауна можно было бы здесь имплементировать?
— Не все международные практики здесь приживаются. Не всегда семья готова к тому, чтобы ребенок полноценно учился и получал образование. Здесь существует информационный вакуум над которым мы работаем. Вторая проблема – педагоги не владеют последними методиками. Остается информационный вакуум в плане методических пособий.
Наш проект мы начинали с того, что родителям объясняли, что с детьми с синдромом Дауна нужно заниматься с раннего возраста. Почему мы хотим внедрить тьюторство? Чтобы дети смогли сдавать выпускные экзамены и иметь возможность получить профессию. Мы заинтересованы в том, чтобы информировать, что при наших возможностях вполне можно развивать детей с синдромом Дауна. В России есть пример женщины с синдромом Дауна, которая успешно закончила университет и сейчас она работает педагогом в общеобразовательной школе. Примеров много.
— Какие дальнейшие планы у проекта?
— Если мы начинали со спортивных мероприятий, то сейчас мы начинаем расширяться. В этом году в планах внедрение тьюторства, проведение семинаров для тренеров разных видов спорта. Мы хотим сейчас именно популяризировать спорт для людей с ментальными особенностями. Конечно, тренеров мы сначала информируем как работать с детьми, готовим, даем им литературу и затем они приступают к работе с детьми с ментальными особенностями.
— Вы ведь еще сотрудничаете с врачами и с дошкольными образовательными учреждениями…
— Не так давно мы выпустили памятки для родителей на русском и узбекском языках, которые только узнают о том, что у них ребенок с синдромом Дауна. Как показывает практика, при сообщении диагноза в родильном доме не всегда работает медицинская этика. Чтобы упростить задачу акушерам и работникам родильных домов мы выпустили такую памятку, где доступным языком, не пугающе, написано так, чтобы каждый родитель мог понять, что синдром Дауна – это не приговор. Плюс в памятке есть таблица, которая рассказывает о том, как в домашних условиях можно развивать ребенка. В памятке есть дополнительная информация о том, куда родители могут обратиться за помощью. Эти памятки раздаются бесплатно и локально волонтерами-медиками.
Также пока локально сотрудничаем с дошкольными учреждениями, где проводим тренинги для педагогов по информированию о том, как сейчас можно найти подход к детям с ментальными особенностями.
Беседовала Дана Опарина
Комментарии