Поправки в статью 55 Конституции: настало время рационального использования земель

На протяжении всей истории человечества велись споры за право обладания той или иной территорией. Не утихают они и поныне, но если раньше обладание определенным участком земли чаще всего сулило какую-то материальную выгоду, то в последнее столетие этот вопрос все чаще принимает политическую окраску.

Узбекистан — суверенная демократическая республика, а ее граница и территория неприкосновенны и неделимы. Согласно статье 55 действующей Конституции, земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством. Похожее положение дел и в соседнем Казахстане — согласно его Конституции, «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности». То есть и у нас, и в соседней республике частное лицо не может стать владельцем общенародных природных ресурсов, как например, это практикуется в США. Там свыше четверти всей земли принадлежит федеральному правительству, но одновременно с этим огромные территории находятся в частном владении и считаются собственностью небольшой группы людей.

Однако уже не первый год в нашей стране идет обсуждение того, чтобы на условиях аренды передавать земли в частное пользование. Для чего это нужно? Прежде всего, чтобы повысить уровень жизни населения. Тот же предприниматель, имея в своем распоряжении землю, сможет использовать ее как актив для дальнейшего развития бизнеса. Инвестиционная привлекательность страны будет расти, как и развиваться формат истинных рыночных принципов ведения экономики.

Для предотвращения нерационального использования общенациональных ресурсов, необходимо на самом высшем законодательном уровне закрепить все условия предоставления земли в частную собственность. С учетом этого и предлагается внести поправки в статью 55 Конституции, предусматривающие, что право на собственность земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда остается за государством.

Эксперт-экономист Дарья Ильина считает, что это правильный подход. Как показывает мировая практика, приватизация земельных отношений в части сельскохозяйственных земель более сложный процесс, требующий учета вопросов продовольственного обеспечения населения страны, и нельзя подходить к нему без тщательной подготовки.

— В части сельскохозяйственных земель реформы уже начаты. Первый шаг к реформированию прав использования земель сельскохозяйственного назначения был сделан в сентябре 2020 года, когда внедрили механизмы субаренды в целях выращивания сельскохозяйственной продукции, — рассказывает эксперт. — С августа 2021 года неиспользуемые сельскохозяйственные земли выделяются только на основе прав аренды по итогам открытых торгов. Хокимы областей лишены полномочий по предоставлению земель, а могут лишь утверждать результаты конкурса. Установлена уголовная ответственность за продажу орошаемой земли или ее незаконную передачу сроком от 2 до 10 лет лишения свободы, а также за самовольное занятие орошаемых земель под строительство сроком от 2 до 3 лет.

Нашей стране, нашей экономике нужны эти изменения. Если поправки в статью 55 будут приняты, это станет подтверждением другой конституционной нормы, гласящей, что государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.