В каком состоянии сегодня находятся сельские клубы Узбекистана?
Место бывшего клуба махалли Обшир Олтинсойского района Сурхандарьинской области. Фото: CABAR.asia
Наверно, теперь только старшее поколение жителей Центральной Азии помнит, что такое сельские клубы. Для молодежи слово «клуб» ассоциируется совсем с другими понятиями, типа – лужайки для гольфа, теннисные корты, клубы для богатых людей и т.д.
А вот взрослое поколение сельской местности Узбекистана с ностальгией вспоминает те времена, когда в каждом кишлаке были свои дома культуры или, как их тогда попросту называли, клубы, где сельчане проводили свое свободное время, просвещались и приобщались к мировой культуре.
Сегодня на месте бывшего посёлкового клуба “Джоби” махалли Олтинсоского района Сурхандарьинской области население строят свои дома. Фото: CABAR.asia
Жители Ферганской и Сурхандарьинской областей жалуются, на то, что, к сожалению, такими местами стали пренебрегать в последние годы. Большинство из них пришло в запустение. Клубы и дома культуры во многих селах были приватизированы, превращены в свадебные залы, кафе или рестораны. Некоторые из них находятся в таком плачевном состоянии, что люди боятся заходить внутрь. Запустение и плесень разрушают некогда оживленные места, где звучала музыка и смех детей.
Старожилы говорят, что раньше сельские клубы были любимым местом встреч молодежи. Времена, когда в сельских клубах было многолюдно, часто проводились такие конкурсы, как «Балли, йигитлар!», «Иқбол», «Қувноқлар ва зукколар», в которых молодежь показывала свои таланты, взрослое поколение Ферганской области вспоминает с ностальгией.
«Раньше в каждом селе наши культурно-просветительские мероприятия проходили в радостной атмосфере. Здесь звучали голоса наших любимых артистов… С годами внимание к клубам ослабло», – говорит житель села Гюль района Уч куприк Ферганской области, ветеран труда Одиль Каримов.
В 2007 году двухэтажное здание клуба села Гюль было продано. Сейчас на месте, которое когда-то было центром культурной жизни этого поселка, построили столовую.
«Любое событие, связанное с нашим селом, не проходило мимо этого здания. Мы тут часто собирались, устраивали советы. Одним словом, клуб был центром всех событий нашего поселка», – говорит ветеран. – «А сейчас, когда население села выросло до 30 000 человек, удивительно, что в таком большом регионе нет ни одного культурного центра».
В селе Гюль района Уч Куприк Ферганской области место, которое раньше было сельским клубом, было куплено предпринимателем, и построена столовая.
Старожилы Сурхандарьинской области также с ностальгией вспоминают те времена, когда клубы играли большую роль в культурном просвещении сельских жителей. Здесь показывали фильмы, была библиотека для читателей, устраивали концерты и просветительские лекции.
А это бывший клуб махалли “Карлик” Олтинсайского района Сурхандарьинской области. Сейчас это государственный заповедник. Фото: CABAR.asia
«Я очень хорошо помню, что в те дни, когда из центра приезжали артисты или кто-то из представителей искусства, вся деревня собиралась в доме культуры. Мы проводили здесь все свое свободное время. Невозможно представить свою жизнь без духовности и культуры. Хотя бы одну интересную книжку тогда каждый, да прочитал» – говорит Сабир Шохимардонов, житель Олтинсойского района Сурхандарьинской области.
На этом месте когда-то был сельский клуб махалли “Мармин” Олтинсойского района Сурхандарьинской области. Сейчас он выкуплен предпринимателем, который строит здесь магазин. Фото: CABAR.asia
Сейчас в этой махалле – более 3,5 тысяч домохозяйств. Большинство из 18 тысяч жителей — это молодежь. Такие культурные центры очень нужны для духовных и образовательных целей, для того, чтобы направлять молодых людей, защищать их от вредных влияний различных чужеродных идей, для того, чтобы улучшать духовную атмосферу в семьях, а также для культурного отдыха жителей деревни, считает Шохимардонов.
Сегодня, к сожалению, большинство клубов или совсем разрушены, или земли, на которых они находились, проданы в частные руки, предприниматели построили там магазины или столовые.На сценах сельских клубов в живую, без фонограмм, известные мастера искусств пели свои песни, а узбекские поэты читали свои произведения.
Шохимардонов рассказывает о том, что по выходным дням жители села семьями приезжали в клуб, смотрели шедевры мирового и узбекского кино на большом экране, а после возвращались домой, получив эстетическое наслаждение от культурных и развлекательных мероприятий.
К сожалению, сейчас все это в далеком прошлом. Вместо клубов построены магазины, кафе и рестораны. Часть земель отдана под строительство жилых домов. А здания тех клубов, что еще остались, пришли в запустение.
Фото: CABAR.asia
Место сельского клуба махалли “Буюк Ипак Йули” Денауского района Сурхандарьинской области. На сегодняшний день здесь построены дома и магазины.
Место бывшего сельского клуба села “Йошлик” Денауского района Сурхандарьинской области. На сегодняшний день местные жители построили здесь себе дома.
Заброшенный клуб села “Фарид Ираев” Кумкурганского района Сурхандарьинской области.Фото: CABAR.asia
Клуб в махалле Багаро в центре Кумкурганского района. Он остался культурным центром по сей день. Это редкое исключение из общей картины.
Такая судьба постигла множество других сельских клубов в отдаленных регионах Узбекистана. Конечно, с ростом населения свободные земли занимают под строительство домов. Но, отсутствие мест для проведения досуга молодежи до добра не доводит. Как свидетельствуют различные исследования, одной из причин роста радикализма среди молодежи стран Центральной Азии является не только нехватка религиозных и светских знаний, но и отсутствие культурно-просветительских мероприятий и мест проведения досуга. А восполнить это могут культурные центры, такие, какими раньше были сельские клубы.
Комментарии