В поисках потерянного…
О книге Фредерика Старра «Lost Enlightenment»
Anhor.uz представляет статью доктора исторических наук, профессора Эльёра Каримова. Материал представляет интерес тем, что знакомит читателя с книгой известного исследователя Центральной Азии, политического советника и аналитика, работавшего при трёх американских президентах, основателя ряда важнейших американских исследовательских институтов Фредерика Старра. Данное исследование авторитетного американского автора осталось вне внимания научной общественности Узбекистана. Не было ни научных семинаров, ни дискуссий в среде университетских преподавателей. Будем верить, что реформы в сфере образования и науки, начатые главой Узбекистана, помогут обрести тот уровень просвещения, о котором рассказывается в книге, ведь утраченное — восстановить невозможно, потерянное – ещё можно найти.
В 2007 году я получил возможность провести исследования в Институте им. Дж. Кеннана / The Kennan Institute. В отличие от многих заведений подобного типа, этот Институт является довольно необычным исследовательским учреждением. Изначально деятельность Института была направлена на сближение мира науки и мира политики, выполняла задачу сделать, проводимые тут исследования, достоянием общественности и интегрировать эти новые исследования в политическую сферу. Для этого Институт Кеннана приглашал ученых и государственных деятелей для совместного обсуждения политических, социальных и экономических аспектов жизни различных стран с учетом исторического контекста. Именно этот аспект делал эти обсуждения наиболее продуктивными и давал большой практический эффект.
Будучи в стенах этого Института, я неожиданно получил приглашение от профессора Фредерика Старра выступить с лекцией в Институте Центральной Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса. В тот момент я ещё плохо знал профессора Старра и сказал, что мне надо поговорить в Кеннане и спросить разрешения, так как я в Вашингтоне по приглашению этого института. На что получил удивительный ответ: «Наверное, там не будут против. Всё-таки я один из создателей этого Института». Ошеломлённый услышанным, я обратился к истории Института Кеннана и обнаружил, что он возник в декабре 1974 г. по инициативе посла Джорджа Ф. Кеннана, Джеймса Биллингтона, возглавлявшего в то время Центр Вудро Вильсона и историка С. Фредерика Старра.
Так я познакомился с проф. Фредериком Старром (S. Frederick Starr), директором и основателем Института Центральной Азии и Кавказа при Университете им. Джона Хопкинса (США). Фредерик Старр является одним из известнейших американских экспертов по России и Евразии. Он работал советником по России и Евразии при трех президентах США. Был председателем группы, созданной правительством США для изучения проблем центрально-азиатского региона.
Фредерик Старр не только учёный, но также известный джазовый музыкант-кларнетист. В 1980 году, работая в колледже Тулейна, Старр организовал джазовый ансамбль под названием Louisiana Repertory Jazz Ensemble, в котором сам играл на кларнете. Этот ансамбль получил известность не только в США, но и в Европе. Его репертуар состоит из стандартов классического новоорлеанского джаза 1930-х годов.
Для меня же самым ярким впечатлением от нашей встречи был момент, когда проф. Старр рассказал мне о том, что пишет книгу о Центральной Азии. Он показал комнату, заваленную материалами для будущей книги – был собран колоссальный объём информации. А через несколько лет проф. Старр подарил мне экземпляр тогда ещё только что вышедшей книги «Lost Enlightenment. Central Asia's Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane» (Потерянное Просвещение. Золотой век Средней Азии от арабского завоевания до Тамерлана).
Вопреки вынесенным в заголовок словам — книга полна надежд, оптимизма и новых, порой неожиданных, идей. Возможно, именно из-за этого, не смотря на то, что с момента её выхода прошло уже несколько лет, эффект от публикации этой книги не только сохранился до настоящего времени, но ещё продолжает периодически будоражить научную общественность.
Например, недавно появилась весьма дискуссионная статья Девина ДеВиза, профессора Университета Индианы (США), где, в связи с книгой Фредерика Старра упоминается о недостаточном изучении того периода центрально-азиатской истории, который предшествовал появлению джадидизма и джадидского движения. Вот только проблема в том, что в истории даже самих джадидов белых пятен предостаточно и исследования истории джадидизма до сих пор страдают от бесполезных дискуссий и бессмысленных требований изучать тот или этот не самый значительный аспект движения. Такие заявления, как правило, делаются людьми не являющимися прямыми специалистами в данной области и их требования подчас основываются более на эмоциональном восприятии проблемы, нежели на конкретных исторических фактах.
К слову сказать, эта ситуация порождается присутствием в освещении истории джадидов многих лакун и неполнотой общей исторической картины. Не говоря уже о предшествующем периоде истории, о котором упоминает в своей статье Девин ДеВиз. Таким образом, ещё рано ставить точку в исследованиях истории как джадидского движения, так и его предтечи в 19 веке, и следует продолжать изучение данной проблемы. Именно об этом и заставляет размышлять книга Фредерика Старра, а рецензия профессора ДеВиза в очередной раз подчеркнула тот продолжительный интерес, который существует по отношению к этой книге.
В своей поразительной, хорошо иллюстрированной книге Фредерик Старр рассказывает захватывающую, но, главное, в значительной степени неизвестную неискушенному западному читателю историю средневекового просвещения в Центральной Азии.
В аннотации к книге на сайте популярного и крупнейшего в мире интернет магазина Амазон отмечено: «Постольку поскольку почти все эти люди писали на арабском языке, они долгое время считались арабами. Фактически, они были выходцами из Центральной Азии, её персоязычных и тюркских регионов».
В качестве примеров автор приводит богатые событиями жизнеописания величайших представителей своего времени, оставивших своим потомкам настолько колоссальное наследие, что мы пользуемся им по сегодняшний день. Таким образом, выстраивается удивительный мост из далёкого прошлого в современный мир.
Профессор Старр рассказывает о том, как в период между 800 и 1200 годами Центральная Азия была мировым лидером в торгово-экономическом развитии, лидировала по уровню развития городской цивилизации, совершенству своего искусства и, прежде всего, в плане просвещения и науки.
Представители Центральной Азии совершили уникальные прорывы в астрономии, математике, геологии, медицине, химии, музыке, социальных науках, философии и теологии. Представители региона дали имя алгебре, с беспрецедентной точностью вычислили диаметр земли, написали книги, позже определившие облик европейской медицины, предсказали существование Северной и Южной Америки — за пять столетий до Колумба, и представили миру величайших поэтов. «Никогда ещё в истории в одном месте и в одно время не появлялось более впечатляющей группы учёных-энциклопедистов» — это цитата взята из многочисленных рецензий и аннотаций на книгу Фредерика Старра. Возможно для людей профессионально занимающихся исследованиями данных вопросов или интересующимися ими, эта информация более или менее известная, но для читателя западного — для него многое в книге профессора Старра является просто откровением.
Но, главное, в книге Фредерика Старра есть и то, что является откровением и для нас самих. Это, по сути, и есть наше «потерянное просвещение». Описывая удивительные достижения этого периода, автор пытается объяснить как причины этого удивительного взлёта, так и исследует различные теории о причинах его кризиса и конца.
К сожалению, в определённой степени многочисленные дискуссии вокруг книги профессора Старра, равно как и сама книга, остались вне активного поля зрения узбекской научной общественности и данная информация направлена на то, чтобы несколько восполнить этот пробел.
Подводя итог, хочется лишь отметить, что существует несколько вариантов перевода этой книги, например «Утраченное просвещение». Но, как я уже упомянул выше, книга, описывая читателю все перипетии сложнейшего пути, который прошла Центральной Азии в своём развитии, тем не менее, даёт надежду на разрешение проблем, которые когда-то встали перед данным регионом на этом пути и во многом сохраняются и поныне. Как правило, утраченное — восстановить невозможно, потерянное – ещё можно найти. Книга как раз и даёт надежду на то, что мы ещё можем вновь обрести то величие, которое оставили нам наши предки и найти потерянное – наше «потерянное просвещение».
Комментарии