Выбраться из дома на Новый год

Выбраться из дома на Новый год

Что может быть проще? Вы выходите из дома, закрываете за собой дверь, спускаетесь на лифте или по лестнице. Операция выполнена. Но для лиц с инвалидностью это настоящий квест. Есть квест-румы по разным мотивам, из которых мы по собственной воле должны выбираться за определенное время. Для лиц на колясках подобным квест-румом является их собственная квартира. Только не по своей воле.

“Нужно не сидеть дома людям с инвалидностью и их родителям, нужно почаще выходить на улицу”, — говорит Нодира Тиллаева, бухгалтер, а также активный член Молодежного центра при Обществе инвалидов “Мехрибонлик”.

Когда Нодире нужно куда-то выбраться, она вызывает льготное такси. Для лиц с инвалидностью такси “Люкс” предоставляет 50-ти процентную скидку. Нодире сложно самой спускаться без сторонней помощи, и в ее доме нет лифта. В таком случае она звонит диспетчеру службы такси и говорит, что водителю нужно подняться. Водитель поднимается и помогает Нодире спуститься.

Сейчас Обществу инвалидов “Мехрибонлик” и двум другим обществам помогают три службы такси. Кроме “Люкса”, еще “Перекресток” и “Миг”. Две последние службы помогают бесплатно лицам с инвалидностью добраться до учебных центров. У такси “Миг” выделена одна машина для Общества инвалидов “Мехрибонлик”, а у такси “Перекресток” есть лимит по сумме.

Все эти автомобили — это обычные автомобили. У людей на колясках особые потребности. Коляску тоже нужно поместить в багажник.

“Я столкнулась с этой проблемой недавно, — говорит Шахноз Зафари, консультант в ЮНИСЕФ. Мы снимали ролик, который продемонстрировали на форуме “Активация”. Мы очень срочно это делали, мы нашли детей, всех участников этого ролика. Многих родители сами привезли. Тут передо мной встала задача найти машину, наши машины были все в разъездах. Я думала заказать такси. Подумав, что наверняка есть такая опция, машина без газового баллона, на бензине. Наверное, обзвонила 6 или 7 служб такси, ни в одной нет машины с пустым багажником. У меня был шок. А как тогда? О чем мы вообще говорим? Получается, что если есть в семье колясочник, его никак кроме как через частного знакомого, у которого есть машина или кроме как на собственной не транспортировать. В итоге, мне повезло, помогла знакомая из ивент-агентства, у нее был частный таксист, который за одну ходку взял 40 тысяч. Чтобы просто привезти мальчика с Куйлюка к нашему офису. 40 тысяч. Это для меня дорого, а когда есть ребенок на коляске, это большая проблема”.

На вопрос о том, нужна ли служба такси, где бы машины были оборудованы подъемниками, Нодира отвечает:
“Конечно, было бы хорошо. Сейчас приходится обращаться за помощью к водителю, потому что нет никаких вообще опций”.

Что касается других извозчиков, зачастую они не подбирают. Пару раз Нодире приходилось ждать по часу, прежде чем поймать такси на улице. После нескольких горьких опытов, она вызывает такси. С общественным транспортом ситуация еще сложнее, водители не хотят ждать долго и начинают торопить людей с инвалидностью.

У Нодиры есть идея договориться с “Тошшахартрансхизмат” и проводить для водителей и кондукторов тренинги, включающие в себя этику общения и правила обслуживания лиц с инвалидностью.

“Водителей такси мы уже натренировали. Теперь они знают, как правильно общаться и как помогать”, — говорит Нодира.

Чтобы заказать такси, необходимо за день позвонить Нодире, она в свою очередь связывается с диспетчером. Это пожелание начальств этих такси, потому что Нодира знает членов общества и к тому же чтобы машина была подана вовремя.  В Обществе  лиц с инвалидностью “Мехрибонлик” 110 человек. Но если человек не состоит в обществе, это не значит, что ему откажут в услуге, в любом случае, для вызова такси необходимо связаться с Нодирой.
Такси “Люкс” помогает Обществу больше 8 лет, порой по праздникам развозя членов Общества бесплатно.
 
От автора: в Узбекистане по последним данным проживает более 600 тысяч лиц с инвалидностью. Какое их количество проживает в столице — неизвестно. Три службы такси обеспечивают порядка 300 человек из трех обществ людей с инвалидностью. Безусловно, здорово, что они существует, но становится понятным, что они не в силах охватить всех лиц с инвалидностью. Может быть, стоит перенять опыт Казахстана, который запустил инватакси во всех регионах? Это такси оборудовано подъемником для коляски, водители специально обучены. В Казахстане это бесплатная услуга. Но инватакси может быть и социально ориентированным бизнесом, как, например, в России. Или даже миксом из государственной и частной поддержки, как в той же Москве. Важно предоставлять пространство вариантов, чтобы люди с инвалидностью могли выбираться из дома и быть полезными членами общества.
 
Текст: Дана Опарина
Фото из архива Нодиры Тиллаевой
Заглавное фото из ролика Общества лиц с инвалидностью «Мехрибонлик»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.