«Только об Украине и пишете». Как казахстанцы и узбекистанцы обсуждают в интернете войну в Украине

Источник: cabar.asia

С начала войны в Украине прошло 10 месяцев и все это время информационная повестка Казахстана и Узбекистана была связана с вторжением России в Украину. 

Мы решили посмотреть, как менялось поведение интернет-пользователей в этот период. Для этого мы проанализировали более 25 тысяч комментариев в социальных сетях под новостями о войне ведущих онлайн-медиа Узбекистана и Казахстана, а также запросы в Google и новости в СМИ Казахстане (подробнее в главе «Как мы считали»)Оригинал материала опубликован на Cabar.asia.

Узбекистан

Читатели активно реагировали и комментировали посты о войне с самого начала «специальной операции», но со временем интерес пошел на спад. Его подстегнула мобилизация, объявленная в России 21 сентября 2022-го. После этого активность аудитории выросла — больше половины всех комментариев приходится на сентябрь и октябрь. 

Не «спецоперация», а «война»

Несмотря на то что российские пропагандистские медиа трубят со всех сторон, что происходящее в Украине — «специальная операция», узбекистанские комментаторы предпочитают называть вещи своими именами. Так, самым популярным в комментариях оказалось слово «война», а «спецоперация» встречается в 16 раз реже. Также комментаторы активно упоминают президентов России, Украины и США. 

Война — дело мужское?

Мы проанализировали все профили комментирующих новости о войне, и оказалось, что почти две трети пользователей — мужчины. 

Это может быть связанно с тем, что мужчины в Узбекистане в целом читают и комментируют новости чаще, чем женщины. При этом мы выявили одну закономерность: узбекские мужчины комментируют намного чаще узбекских женщин, тогда как у пользователей с неузбекскими-славянскими именами такой разницы не наблюдается.

Примечательно, что до мобилизации комментарии и от мужчин и от женщин были примерно на одном уровне. Однако после объявления мобилизации комментаторы-мужчины из Узбекистана заметно оживились и стали выражать свое мнение чаще, чем женщины.  

Эмоджи и тролли

Узбекистанские комментаторы удивили нас разнообразием эмоций, которыми они реагировали на посты о военных действиях. 

Среди эмоджи были обычные «лайки» (более 75% из всех реакций), «сердечки», «грустное лицо», «разгневанное лицо». Однако непредсказуемым стало то, что четверть всех реакций — это «смех», причем его использовали даже под самыми трагичными постами о жертвах войны. 

 

С начала мобилизации реакция «смех» стала встречаться чаще. Эту странность можно объяснить активизацией интернет-троллей, которые размножились на всех площадках Центральной Азии во время войны. 

Из всех проанализированных комментариев (более 3200) профиля Gazeta.uz мы выделили наиболее активных участников коммуникаций на основе частоты повторения их ID-номеров. Так, самый активный пользователь является автором более 5% (!) всех комментариев о войне в Украине под публикациями СМИ. У него нет ни одного друга или фото профиля в сети, но есть подписки на три новостных ресурса в Узбекистане. 

Другие пользователи, которые также усердствуют в соцсетях, вместо личной фотографии на аватарке выставляют флаг, на своих «личных» страницах публикуют фото президентов и  имеют небольшое количество друзей. Это выдает в них типичных троллей, специально нанятых для создания определенной «атмосферы» в комментариях. 

Казахстан

Как казахстанские медиа пишут о войне

Мы проанализировали новости по темам «Украина», «конфликт», «война» в самых популярных СМИ Казахстана — оказалось, что не все информационные агентства пишут о войне одинаково часто. 

Это может объясняться как информационной повесткой изданий, так и тем, что некоторые СМИ связаны с властями. К примеру, inform.kz, опубликовавшие всего 10 новостей, является государственным информационным агентством, которое принадлежит АО «Телерадиокомплекс Президента Республики Казахстан».

Мобилизация

Поток россиян, хлынувший через границы Казахстана, дал свои плоды — казахстанцев резко заинтересовало, что такое мобилизация. Внимание к этому термину даже превысило интерес к самой войне, вызвавшей эту мобилизацию.

Примечательно и логично, что приграничные с Россией регионы Казахстана проявили больше интереса в поиске новостей по теме «Мобилизация», нежели южные регионы, которые не имеют границы  с РФ.

Война, а не «спецоперация»

Несмотря на сильное влияние российской пропаганды через телевидение и другие СМИ, казахстанские интернет-пользователи называют события в Украине чаще войной, чем спецоперацией. Если изучить поисковые запросы Google, то видно, что во всех областях Казахстана пользователи чаще употребляют слово «война». Однако не стоит недооценивать российскую пропаганду — в приграничных районах она все еще сильна. Так, из пяти областей, где чаще всего употребляется слово «спецоперация», четыре — области граничащие с Россией: Костанайская, Восточно-Казахстанская, Актюбинская и Павлодарская.  

Как разделилось общество

Чтобы понять позицию жителей Казахстана и Узбекистана по отношению к войне, мы проанализировали более тысячи комментариев (в обеих республиках) за первые три месяца войны. Одни комментаторы поддерживают войну и оправдывают военные действия России, другие - против нынешней ситуации, выступают на стороне Украины и мира вообще, третьи нейтральны по отношению к происходящему.

Наши подсчеты показали, что около трети комментирующих в Узбекистане и в Казахстане занимают пророссийскую позицию. 

Остальная часть комментариев носит либо поддерживающий Украину характер, либо нейтральный. При этом больше всего лайков и, соответственно, популярности получают комментарии в поддержку войны.

Нейтральные или поддерживающие Украину комментарии набирают намного меньше лайков.

Как мы считали

Мы выбрали два ведущих медиа из Узбекистана (kun.uz, gazeta.uz) и три популярных медиа Казахстана (ztb_kz, holanews, tengrinews), чтобы отследить отношение пользователей к войне. Критерии выбора новостных платформ: независимость (не связаны с государством), предоставление объективной информации о войне в Украине,  уровень охвата в медиа-пространстве. Мы собрали 25 500 комментариев c социальных страниц СМИ в Instagram, Facebook, Telegram, YouTube и Twitter, которые оставили пользователи под постами и публикациями о войне с февраля по октябрь этого года, провели качественный и количественный анализ собранных комментариев. В анализе учитывались комментарии под открытыми постами (некоторые публикации о войне были закрыты для обсуждения).

Уровень интереса казахстанцев к терминам «мобилизация», «война», «спецоперация» высчитывался по алгоритмам поискового сервиса Google: отношение количества запросов с определенным словом к общему количеству запросов в этом регионе за определенный период, максимальному значению присваивается 100.  Мы проанализировали запросы по ключевым словам и выражениями: «мобилизация», «война», «спецоперация», «спецоперация на украине», «война на украине 2022», «спецоперация новости», «война на украине сегодня», «спецоперация на украине сегодня», «война в украине сегодня», «новости россии», «украина новости», «украина война», «новости мира», «война украина», «последние новости».

Авторы:

Дилфуза Мирзахмедова, дата-журналист, Ташкент

Динара Ғимади, аналитик, Лондон

Ментор: Айзада Тома

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.