Законодатели, СМИ и ННО ищут эффективные методики оценки открытости госорганов

Законодатели

Комитетами Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан и по вопросам информации и коммуникационных технологий проведен семинар «Роль институтов гражданского общества в обеспечении открытости деятельности органов государственной власти и управления». 

В мероприятии приняли участие депутаты, специалисты Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества, Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана, благотворительного общественного фонда «Махала», активисты общественного движения молодежи «Камолот» и журналисты. 
 
Целью мероприятия стала не сама открытость госорганов, но выработка методик практического применения Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления».
 
Напомним, что данный документ содержит не только основные положения, но также и практические механизмы обеспечения открытости. Это конкретный перечень требований к госорганам.
 
В ходе мероприятия отмечалась важность работы официальных сайтов госорганов, а также обсуждался вопрос своевременного размещения информации, которая была определена как обязательная к публикации в открытом виде.
 
Надо отметить, что СМИ одни из первых стали пользователями одного из самых популярных ресурсов Узнета – Единого портала интерактивных государственных услуг.
 
Следует отметить, что есть госструктуры, у которых до сих пор нет собственных интернет-порталов. Ясно, что, к примеру, Министерство обороны может быть полностью открытым и публиковать информацию обо всей своей деятельности, но официальный сайт со сведениями о жизни вооруженных сил, предположим для родителей военнослужащих срочного призыва, со сведениями из первых рук был бы уместен. Также можно публиковать сведения о сроках и условиях мобилизационного призыва, нововведениях, других сторонах жизни армии, не составляющих государственную тайну.
 
Так же и правоприменительные органы могли бы давать сведения о различных ситуациях в правовом поле Узбекистана, о которых население и СМИ узнают из зарубежных сайтов со ссылкой на некие «источники» в этих структурах. И, нередко, эти сведения затем подтверждаются жизнью. Один из последних примеров – задержание руководства GM Uzbekistan.
 
Надо также отметить, что многие сайты госорганов не публикуют информацию о международных договорах, в реализации которых принимают участие. Не все министерства и ведомства размещают сведения о НПА, которые они разрабатывают.
Практически ни один госорган не анонсирует планы проведения открытых заседаний с указанием проектов повестки дня. Такая информация публикуется, как правило, постфактум, хотя, в рамках реализации Закона в ноябре 2015 года Кабмин утвердил Типовое положение о порядке присутствия пользователей информации на открытых коллегиальных заседаниях органов государственной власти и управления. Согласно этому документу любой гражданин может их посетить.
 
И самый главный вопрос, который возник после анонсирования  внедрения системы оценки открытости госорганов, касается ее критериев. Хотелось бы получить больше официальной информации о том, каким образом будет выводиться Индекс открытости.
 
Подводя итоги, надо отметить те институты гражданского общества, которые по замыслу законодателей должны принять более активную позицию в контроле над обеспечением большей активности со стороны госструктур. Это в первую очередь СМИ и ННО. На сегодня в Узбекистане осуществляют деятельность более 1 400 различных СМИ, 60% из которых – негосударственные. Более 8 тыс. некоммерческих негосударственных организаций также являются распространителями информации о деятельности, нововведениях и планах органов государственной власти и управления.
 
Источник: Норма.уз.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.