Зарегистрировать недвижимость в Узбекистане стало проще
Регистрация недвижимости является одной из наиболее востребованных государственных услуг в Узбекистане. В 2016 году было совершено 135 271 сделок с недвижимостью, из которых них 98 070 сделок купли-продажи, 27 342 — дарений, а 330 – обмен и прочие договора.
В целях широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных органов, принято Постановление Кабинета Министров, согласно которому совершенствован порядок нотариального удостоверения сделок с недвижимостью с применением межведомственного электронного взаимодействия.
Данное нововведение стало возможным благодаря поддержке проекта технического содействия Азиатского банка развития «Э-Правительство для эффективного государственного управления». В инфографике, подготовленном при содействии проекта, представлена общая информация о том, что изменится с внедрением электронной услуги по регистрации недвижимости.
Согласно решению Правительства в действие вводится автоматизированная информационная система «Нотариус», разработанная Министерством юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан. Данная система предусматривает:
- отмену требований по сбору многочисленных бумажных справок с различных учреждений, например, с коммунальных предприятий об отсутствии задолженности по коммунальным услугам, с кадастровых органов касательно права владения имуществом и отсутствия ареста на данное недвижимое имущество, паспортного стола или свода граждан (махалли) по количеству проживающих лиц, налогового органа об отсутствии задолженности по налоговым платежам и т.д.;
- автоматизацию процедур, связанных с осуществлением нотариальных действий;
- формирование единой базы данных по запретам отчуждения и аресту недвижимого имущества и автомототранспортных средств;
- оказание государственных услуг при осуществлении нотариальных действий путем межведомственного электронного взаимодействия;
- регламентацию, а также упрощение подачи заявок на предпродажные инспекции со стороны коммунальных предприятий для удобства граждан.
Система вступит в силу в городе Ташкент с 1 июля 2017 года, а в остальных регионах Узбекистана – с 1 июля 2018 года.
Что же это означает для рядового потребителя? Отныне нет необходимости вручную собирать справки, простаивая очереди в государственных ведомствах и теряя время.
Раньше, до регистрации сделки купли-продажи у Нотариуса гражданин должен был обойти 11 ведомств, собрать 17 справок (путем предоставления в данные ведомства 52 документа!!!), зачастую дублирующих друг друга, что занимало как минимум 14 дней. С помощью введения автоматизированной информационной системы, базирующейся на электронном взаимодействии, необходимо только подать заявку в Нотариальную контору (представив только персональный кадастровый номер и паспортные данные).
Заявление на государственную регистрацию права собственности, можно будет подавать одним из двух способов – в любое время через персональный кабинет на Едином портале интерактивных государственных услуг (www.my.gov.uz), либо в случае отсутствия у заявителя доступа к сети Интернет – обратившись явочно в нотариальную контору. На портале ЕПИГУ также будет представлена вся необходимая информация о нотариальных действиях, а также внедрена возможность предварительной записи на прием к нотариусу.
В течение 3-5 рабочих дней Нотариус сам проверит наличие задолженности и права собственности у лица, изъявившего желание нотариально зарегистрировать сделку купли-продажи (мены или дарения) недвижимого имущества.
Запрос на предоставление данной информации будет направлен Нотариусом в отдельные ведомства и хозяйственные органы электронным образом. Подтверждения об отсутствии задолженности также будут получены в режиме реального времени путем электронного взаимодействия госорганов. При этом, инспектирование домов и квартир будет осуществлено в течение трех дней со дня поступления запроса со стороны Нотариуса. Таким образом, весь процесс регистрации недвижимости займет 5 рабочих дней.
В соответствии с решением правительства Узбекскому агентству «Узкоммунхизмат», Госкомземгеодезкадастру, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз», Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан поручено обеспечить внедрение в систему межведомственного электронного взаимодействия информации о состоянии взаиморасчетов, учетных данных лицевого счета потребителей электроэнергии, природного газа, холодной и горячей воды, в том числе об индивидуальных приборах учета.
Необходимо отметить, что Стратегией действий по развитию Узбекистана на 2017-2021 гг., утвержденной Указом Президента Узбекистана от 07.02.2017 г. поставлена задача автоматизации деятельности нотариальных контор путем внедрения межведомственного электронного взаимодействия, а также оказание услуг населению и бизнесу путем оказания интерактивных государственных услуг в сфере нотариата. В связи с этим, внедрение нового порядка регистрации недвижимости станет первым шагом по внедрению полноценных интерактивных государственных услуг в данной сфере.
Наргиза Аликулова,
Проект технического содействия АБР
«Э-Правительство для эффективного государственного управления»
Комментарии