Затаскать по судам
Из объявления в газете: «Юридически подкованный пенсионер закошмарит любую организацию письменно или по телефону за символическое вознаграждение».
Лауреаты премии Стеллы
Жила-была одна американская бабушка, ничем не примечательная. Но однажды ей посчастливилось пролить на себя кофе из Макдональдса. Кофе пролился в соответствии с законами физики – стаканчик с открытой крышкой был зажат между коленками, во время езды на машине. Мадам обожглась и подала иск на Макдональдс. Суть иска – кофе был слишком горячим, и компания не предупредила, что горячий кофе может причинить ожоги.
Вам смешно? Макдональдсу тоже поначалу было смешно, пока суд не обязал компанию выплатить компенсацию Стелле Либек – 480 тысяч долларов. И им еще повезло – иск был на почти 3 миллиона.
Ящик Пандоры открылся в 1992 году и, похоже, уже никогда не закроется. Каждый год присуждается премия Стеллы, людям, подавшим самые нелепые иски, и на этом поприще открылось немало невероятных талантов. В суд подают за что угодно, на кого угодно и на любые суммы. Книга рекордов Гинесса зафиксировала рекорд Джонатана Ли Ричеса, который подал иск на более чем 4000 людей и объектов – от Джорджа Буша до Эйфелевой башни и скандинавских богов. Ну, а потом и на саму Книгу Рекордов.
Да, он подал в суд на «Книгу рекордов Гиннеса», чтобы добиться судебного запрета на упоминание его имени в издании 2010 года.
– Они не имеют права издавать мои работы, мои юридические шедевры! – объяснил он свою позицию в иске.
Он также недоволен теми прозвищами, которыми наградили его вездесущие журналисты: Sue-per-man, Johnny Sue-nami, Герцог судебных процессов. К сожалению, очень трудно перевести на русский язык английскую игру слов, в основе которых лежит — «Sue» («предъявить иск»).
Комментарий рассказавшего об этом издания «D-Awards»: «Джонатан, мы на очереди?»
Фантазия сутяг не знает преград — ни моральных, ни материальных. Барбара Коннорс подала в суд на спасателей, которые вытащили ее из упавшего в воду автомобиля. К сожалению, родственник, которого спасли вторым, стал инвалидом. Так вот, неблагодарная тетка обвинила спасателей в нерасторопности! Некий американец впаял иск на три миллиона ресторану, в туалете которого он сам себя приклеил супер-клеем к унитазу. Рестораторы попытались решить дело миром – предложили две тысячи и расстаться друзьями, но эта сумма, по мнению истца была оскорбительной. А один румын не стал размениваться на мелочи – подал иск на Бога. Он посчитал, что вместе с обрядом крещения была заключена сделка, между ним и Богом, по которой Господь должен был обеспечить ему счастливую жизнь. Иск был подан к представителям Бога на земле – Румынской православной церкви.
Чрезмерная потребительская активность
Мировое предпринимательство уже убедилось – люди с экстремально-активной гражданской позицией очень сильно бьют по кошельку и нервам. Психиатры полагают, что в некоторых случаях виновато психическое расстройство. А криминалисты уверены, что сутягами руководит жажда легкой наживы, причем, абсолютно в рамках закона. И попробуй такого привлеки.
Закон о Защите прав потребителей предоставляет широкие права обычным людям. И это хорошо, потому что им есть куда пожаловаться на нанесенную обиду. Защита этих прав – гарантия от недобросовестного бизнеса — чтобы конкурентно развивать предпринимательство в цивилизованном поле, учитывая все возрастающие возможности потребителя публично рассказать о своих проблемах. И тут необязательно идти в суд. Достаточно опубликовать статус в ФБ. Его из солидарности расшарят друзья, друзья друзей и компании-герою публикации придется нелегко. А если вы участник группы, аудитория которой превышает 10 тысяч человек, то небольшой бизнес после негативного отклика может очень быстро заглохнуть. А большой — потерять в лояльности.
Часто компании стараются идти навстречу, вовремя извиниться, если чувствуют за собой вину, компенсировать убытки и расстаться с клиентом друзьями. А если не чувствуют? Потребители-активисты — публика специфическая. Кому-то достаточно «игры в извинения» и «минуты славы», другим же надо что-нибудь более осязаемое, чем просто улыбки. Некоторые даже специально провоцируют сотрудников магазинов. Юристы говорят, что встречаются и такие, которые тщательно готовят «громкие разоблачения».
Появляются те, кто превратил законодательство в дополнительный источник дохода, по различным поводам требуя у компаний компенсации.
Клиент всегда прав?
А вот Конституция говорит «нет», и эту формулу не признает. В нашей Конституции перед законом равны все, без исключения. И недобросовестный бизнес и потребители, злоупотребляющие своими правами.
Если бизнес не монополист и у компании есть конкуренты, она свою покупательскую аудиторию будет беречь, дрожать над репутацией и идти на уступки. С точки зрения общественной пользы иски работают на рынок, заставляют компании становиться дружелюбнее к потребителю. Но в скором времени им все-таки придется защищаться от профессиональных сутяжников, потому что предъявить претензии к любому бизнесу всегда найдется за что. Было бы желание. Или немного фантазии.
Нашему человеку не свойственно судиться. Мы, ташкентцы, отходчивы и незлопамятны. Лучше всё решить на месте и разойтись без ссоры. Особенно если повод незначителен, «ничтожен» — как говорят в судах. Потому что нам чаще некогда, нет желания, остыли, передумали, махнули рукой, или уже получили компенсацию и извинения. Для сатисфакции достаточно.
Но сутяжник в суде преследует свои цели. Он не заинтересован в истине, он заинтересован в заработке. Или, в особо тяжелых случаях, в самом процессе. Он отлично знает законы, цитирует их наизусть, и трактует в свою пользу. Легко ведет переписку с организациями, это его не утомляет. Он всегда имеет пакет необходимых документов, и в тупик его поставить сложно.
Ташкентские пончики на 5 миллионов сум
К нам тоже добрались «блага цивилизации» и номинанты премии Стеллы. Людей, все чаще бросающих фразу: «Встретимся в суде!» становится больше. Если поискать, то среди знакомых всегда найдется «правдоруб», который бомбит жалобами все инстанции, разоблачает негодяев, ведет насыщенную склоками жизнь и имеет активную гражданскую позицию. А некоторые уже учатся зарабатывать на любви к скандалам.
Недавно, в одном районном суде по гражданским делам Ташкента слушалось любопытное дело.
Некий гражданин N купил в магазине пончики. Срок хранения этих изделий — двое суток, и когда они попали к N, то были уже просрочены на полтора дня. На лицо нарушение правил торговли, и магазин это не стал оспаривать. Магазин хотел извиниться, компенсировать, заверить в добрых намерениях и в отсутствии злого умысла. Но пончики оказались коварны. Увидев строк хранения, гражданин N пришел в «сильное негативное эмоциональное состояние», представил, что бы было с его семьей и с ним самим, съешь он этот злосчастный пончик. По его словам поднялось давление, закружилась голова. Здоровье было безнадежно подорвано.
Думаете, мы преувеличили? Нет, судья еле сдерживалась, чтобы не рассмеяться. Особенно когда была названа сумма, способная нивелировать весь негатив. Пять миллионов сумов. За моральный ущерб. Все закончилось плохо. Нет на свете справедливости. Магазин всего лишь оштрафовали за нарушение правил торговли, а в иске N отказали. Повод «ничтожный».
А теперь приставьте, если вы предприниматель, что будет, если гражданину N повезет, и он найдет в вашем бизнесе хоть маленькую реальную зацепку для полноценного иска? Или подготовится, продумает все ходы и выходы, сочинит гениальную провокацию? Люди ради денег себя к унитазам приклеивают!
Скоро придется предпринимателям тратиться на штатного юриста, специалиста по сутягам и психолога, который говорил бы с теми, кто испытывает социальную отчужденность (есть и такие), и видящих в подобной деятельности смысл жизни. Они тоже смогут выпить кровь ведрами, если не в суде, так в социальных сетях.
Но есть и другие — профи. И они скоро придут, они уже среди нас. Юридически подкованные, битые, тёртые, с массой свободного времени и железными нервами. Готов ли их встретить наш бизнес? Время покажет.
Ольга Муратова,
специально для Anhor.uz
Комментарии