Строительная отрасль Узбекистана, в которой работают свыше 1,3 млн человек, продолжает оставаться одним из драйверов экономики. На сегодняшний день строительство является самой быстроразвивающейся и одновременно проблемной отраслью страны. Наряду с ростом ввода новых объектов наблюдается неудовлетворительное качество проектирования, серьезный дефицит квалифицированных кадров, коррупция и мошенничество. Сегодня, в День строителя, самое время вспомнить достижения и обозначить нерешенные проблемы отрасли.
 
2020 год выдался насыщенным на события. Правительство приняло ряд решений, направленных на устранение проблем и развитие отрасли, на рынок зашли крупные иностранные компании, начато строительство больших производственных предприятий и поэтапное внедрение системы «Прозрачное строительство», сданы в эксплуатацию тысячи квадратных метров жилья, завершено строительство двух станций Юнусабадской линии метрополитена – «Юнусабад» и «Туркистон», которые обошлись в 103,8 млн долларов, был дан старт началу строительства инновационного научно-производственного фармацевтического кластера Tashkent Pharma Park общей стоимостью 279 млн долларов. За последний год произошло также два трагических происшествия, характерезующую строительную отрасль в Узбекистане – авария на строительной площадке Юнусабадской линии метро и прорыв Сардобинского водохранилища.
 
Статистика отрасли за первое полугодие 2020 года
 
За первое полугодие 2020 года объем выполненных строительных работ составил 43 017,1 млрд. сум, а темпы роста по отношению к соответствующему периоду 2019 года достигли 107,3 %. Таковы данные Госкомстата Узбекистана.
 
По состоянию на 1 июля 2020 года количество предприятий и организаций в строительном секторе достигло 38,7 тыс. ед. и, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилось на 6,3 тыс. ед. Основным фактором роста числа строительных предприятий и организаций стало увеличение специализированных работ - на 112,0 % (доля от их общего количества составляет 58,0 %), в сфере строительства объектов гражданского назначения количество предприятий и организаций возросло на 131,3 % (доля от их общего числа составляет 9,6 %), сфере строительства зданий и сооружений - на 131,6% (доля от их общего количества достигла 32,4 %).
 
Значительную часть работ составило строительство новых зданий и сооружений – 74% от общего объема строительных работ, или 31 837,7 млрд. сум были направлены на создание новых производственных мощностей в сфере экономики, ЖКХ и строительство социальных объектов. На долю строительства объектов гражданского назначения пришлось 13,9%, на специализированные строительные работы – 12,1% от общего объема строительных работ.
 
Крупными строительными организациями выполнены строительные работы по новому строительству на 11 343,1 млрд. сум, или 35,6 % от их общего объема.
 
Малыми предприятиями и микрофирмами выполнены строительные работы по новому строительству на 14 419,8 млрд. сум, или 45,3 % от их общего объема.
 
В неформальном секторе выполнены строительные работы по новому строительству на 6 074,8 млрд. сум, или 19,1 % от их общего объема.
 
Пандемия Covid-19 ощутимо ударила по экономике всех отраслей. Поэтому, в целях недопущения снижения объемов строительства правительством в период карантина в отрасль направлено дополнительно 3,6 трлн сумов. В нынешнем году планируется построить многоэтажное жилье на 30 тысяч квартир. Однако, в 25 городах все еще не выделены участки под их строительство. Рассмотрение заявлений на получение ипотеки фактически заморожено. В первом квартале текущего года объем строительных работ вырос на 6,6%, но это на 4% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
 
Если в начале 2020 года рынок обещал рост, то за время пандемии и её экономических последствий активность строительного сектора значительно снизилась. Многие проекты, запланированные на этот год, приостановлены. Однако строительный сектор один из немногих, который даже в период ужесточения карантина, продолжал работать. Несмотря на неоднократные предупреждения о соблюдении мер защиты, застройщики  игнорировали вопрос обеспечения безопасности строителей на стройплощадках.
 
Стройматериалы
 
На рынке Узбекистана наблюдается дефицит стройматериалов. Согласно данным Ассоциации «Узпромстройматериалы» за первое полугодие 2020 года было произведено товарной продукции на 3339,4 млрд сум, локализованной продукции 316,2 млрд сум, экспортировано стройматериалов на сумму 91,4 млн долл. За аналогичный период прошлого года эти цифры составили 2178,1 млрд сум, 123,3 млрд сум, 28,7 млн долларов США. Однако, при анализе этих данных следует учесть инфляцию, которая составила 15,2% и значительное повышение цен на энергоресурсы. Другими словами, рост показателей в деньгах вовсе не означает такого же роста физических объемов. По разным оценкам объем производства стройматериалов за время пандемии сократился на 30 - 40%.
 
Шавкат Мирзиёев поставил задачу расширить импортозамещающие товары, но, очевидно, что добиться этого за несколько месяцев – задача, практически, невыполнимая. Согласно статистике, рост темпов производства стройматериалов может происходить за счет инвестиций. В январе-марте 2020 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, наблюдалось снижение инвестиционной активности, темпы роста освоения инвестиций в основной капитал составили 89,8 %. По данным Ассоциации производителей строительных материалов данная сфера является перспективной и привлекательной для инвесторов. К примеру, в декабре 2020 года завершится реализация проекта с объемом инвестиций 1,2 млн евро по увеличению производственных мощностей завода сухих смесей (СП ОАО «Бухарагипс») на 100 000 тонн/год . Таким образом, объем производства сухих смесей достигнет 200 000 тонн в год,
 
 В то же время местные производители многих строительных материалов, например, древесно-стружечных плит и цемента испытывают сложности из-за монопольного положения энергетиков, газовиков и производителей некоторых компонентов, которые также безудержно завышают цены. Об этом Anhor.uz писал в материале "Почему отечественный производитель ДСП остановил инновационное предприятие". 
 
Таким образом объемы производства и качество выпускаемой продукции не постоянны и всегда варьируются в зависимости от разных факторов, среди которых есть как фискальные (земельный налог, налог за пользование недрами), так и административные (сокращение газоснабжения, спекуляции с переводом заводов на уголь, карантин в связи с Covid-19).
 
Проблема отрасли производства стройматериалов еще и в том, что она постоянно испытывает давление со стороны государственных органов и квоты на производство и реализацию спускаются Министерством экономического развития и сокращения бедности всем крупным производителям. Как результат, вмешательство правительства в рыночные отношения, складывающиеся в отрасли, довольно ощутимое. Так, в связи с резким падением спроса на цемент в апреле этого года, в результате остановки работы на многих строительных объектах и в целях поддержки отечественных производителей, правительство временно приостановило импорт цемента с 1 мая по 31 декабря 2020 года. Однако, строительство крупных объектов было возобновлено, также возобновили работу рынки строительных материалов. В совокупности это привело к скачку цен на цемент. Последовала адекватная реакция правительства и запрет на импорт был отменен, но ожидаемого снижения цен на цемент не последовало – рост цен сохранил свою динамику. Ограничение снабжения природным газом в 1 квартале 2020 года, падение спроса в апреле из-за пандемии и ограничения импорта в мае, создали «отложенный спрос» и дефицит цемента в июне 2020 года, что привело к резкому росту цен.
 
Кроме того, государство, требуя отгрузить стройматериалы  на ту или иную важную, стратегическую стройку, не всегда вовремя оплачивает сделку. Это влечет за собой невозможность оплаты счетов поставщиков газа и электричества, которые закрывают кран и выключают рубильник.
 
Между тем, президент своим указом «О дополнительных мерах по углублению реформ в строительной отрасли» выделил Минстрою Узбекистана 15 млрд сумов на разработку и пересмотр устаревших национальных нормативных документов в 2020 году, а также оплаты услуг международных экспертов и консультантов. На этот год перед Министерством строительства поставлена задача обновить 60 из 337 градостроительных правил и норм.
 
О прозрачности и коррупции
 
Трагедия Сардобинского водохранилища и авария при строительстве Юнусадбадской ветки метро продемонстрировала наряду с другими проблемами, острую необходимость прозрачности строительной индустрии, соблюдения ею всех требований законодательства и технологических нормативов строительства. 
 
Одна из самых серьезных проблем строительной отрасли - коррупция и хищение бюджетных средств. Судя по ежегодной уголовной статистике, правительство бессильно в борьбе с финансовыми преступлениями. По данным органов прокуратуры, за 2019-2020 в сфере строительства расхитили 3,8 млн долларов, возбужденно 365 уголовных дел. При этом из числа привлеченных к уголовной ответственности 14 лиц являются должностными лицами Министерства строительства. Буквально на днях стало известно, что должностные лица Сырдарьинского областного филиала «Кишлок курилиш инвест» сговорившись с руководителями двух компаний - подрядчиков похитили в процессе строительства многоэтажных домов в Сырдарьинской области 2,4 млрд сумов бюджетных средств.
 
По информации Агентства по оказанию государственных услуг при Министерстве юстиции, только в 2019 году при выдаче разрешительных документов физическим и юридическим лицам со стороны структур Министерства строительства зарегистрировано 17418 случаев нарушения закона.

Согласно правилам на каждом этапе строительства – от его начала и до окончания работ должен осуществляться контроль соблюдения технологии строительства. Однако, особенно на практике, несмотря на то, что акты испытаний под высоким давлением образцов бетона должны выдаваться лабораториями территориальных инспекций надзора в сфере строительства, фактическое их выполнение остается на бумагах, данный процесс часто остается вне контроля. Об этом мы писали в материале "Что не так в строительной индустрии".  

Тендеры, которые появились как элемент борьбы с коррупцией, все чаще становятся её источником. Особенно это проявляется при определении обладателей прав на осуществление работ по капитальному строительству, где на первый план выходит административный ресурс участника и пропадают прозрачность и открытость.
 
«До тех пор, пока не будет отработан надежный механизм недопущения строительства проектов, не прошедших соответствующую тендерную процедуру, не имеющих рабочих проектов, детальную смету, не прошедших экспертизу компетентных специалистов, профильных организаций, не будет поставлен заслон началу строительства объектов, не вошедших в программу строительства, казнокрадство на всех уровнях будет расцветать махровым цветом», - считает экономист Абдулла Абдукадыров.
 
За последние два года в рамках госпрограмм тендеры проводились лишь по 182 проектам из более чем трех тысяч, что составляет около 6%. Пытаясь найти средство от коррупции, президент поручил до 1 ноября 2020 года запустить единую платформу с информацией о финпоказателях, платежеспособности строительных организаций, их участии в госзакупках и квалификации персонала.
 
К слову, Министерству строительства необходимо привести свой официальный сайт в соответствие нормам закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Это может стать одним из первых шагов на пути преодоления коррупции. Многие разделы, в том числе "Контроль в строительной отрасли"  обновились накануне впервые с 2018 года.  
 
Образование
 
В Узбекистане действует более 32 тыс. строительных организаций, которые обеспечивают работой 1 млн 325 тыс. человек.  Ежегодно отечественные вузы выпускают около 30 тыс. специалистов рабочих специальностей. Однако на крупных строительных объектах и на предприятиях по выпуску отделочных и строиматериалов, инженерный состав и топ-менеждемент  состоит из иностранных специалистов.  Образовательная программа строительных вузов и колледжей устарела и находится на уровне 80-х годов, студенты обучаются на старой литературе, а по многим направлениям техническая литература и вовсе отсутствует, негде организовать необходимую трудовую практику.
 
Большинство колледжей, построенных за последние 15 лет, не имеют современных мастерских помещений, средств на закупку учебного оборудования и расходных материалов.  В итоге выпускники колледжей, в большинстве своем, по их окончании не имеют самых элементарных навыков по своей специальности, так как колледжи либо оторваны от производства или строительных компаний, либо имеют с ними номинальную связь. Министерство высшего и среднего специального образования стремится, чтобы реализация профессиональных и образовательных программ колледжей осуществлялась на основе дуальной системы обучения, когда учебно-образовательный процесс и профессиональная подготовка проводятся соответственно в колледже и на предприятии. Однако этот процесс затянулся. Очевидно, что Центр профессионального образования не справляется с подготовкой востребованных на рынке труда специалистов среднего звена, исходя из потребностей и предложений работодателей.
 
Пока этот процесс поддерживается лишь отдельными компаниями. К примеру компания Knauf начиная с 2012 года, совместно с Центром среднего специального профессионального образования (ЦССПО), инициировала внесение  новых рабочих специальностей. В 2016 году компания приняла участие во введении новой рабочей профессии «Монтажник каркасно-обшивных конструкций»,  и совместно с ЦССПО разработала и издала учебники по специальности, которые были переданы во все профильные колледжи Узбекистана. Региональный конкурс профессионального мастерства по сухому строительству среди учащихся строительных колледжей, который проводит компания Knauf мотивирует учащихся к совершенствованию в своей профессии. В 2019 году компания провела конкурс архитектурных проектов Me’mor//2019. Из 123 работ международное жюри отобрало 13 лучших проектов, большинство авторов которых молодые специалисты.
 
О планах
 
До 1 января 2021 года президент освободил от уплаты таможенных платежей ввоз импортной строительной техники для ускорения работ по строительству жилья в регионах. В целях развития туристической инфраструктуры с 1 августа предусмотрена государственная компенсация до 30% части затрат на строительство жилых помещений из быстровозводимых конструкций на территории туристических зон и сельской местности. Модульное строительство  (prefab-modular) широко используется в таких целях по всему миру. И, что немаловажно, потребитель получает стандартное качество, готовую отделку и минимум работ на стройплощадке.
 
В 2020 году по программе перспективного планирования на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт 50 объектов социальной сферы будет направлено более 156 млрд сумов. Предусмотрено строительство 22 объектов здравоохранения, 24 общеобразовательных школ и четырех других объектов. 
 
Сегодня, в День строителя хотелось бы надеяться, что 2020 год станет годом решения указанных и всех других проблем строителей, создаст прозрачные и понятные правила работы, которые приведут к очищению отрасли от застарелых проблем.
 
Элина Рустамова,
Лола Исламова
 
Материалы по теме:
 

Что тормозит развитие строительного сектора Узбекистана

"Что не так в строительной индустрии".  
 

"Почему отечественный производитель ДСП остановил инновационное предприятие". 

Казнокрадство: почему так много воруют