«Мы предполагали, что пришла серьезная компания» — жители о строительстве Mirabad Avenue в Ташкенте
Решением хокима Ташкента №1218 от 11 сентября 2017 года «Об отводе земельных участков ООО «ABSOLUTE BUSINESS TRADE» был выделен участок строительной компании под торговой маркой Golden House. Жители жалуются на то, что застройщик не предоставляет равноценную компенсацию, не соблюдает строительные и пожарные нормы. В компании отрицают, что нормы не соблюдаются и утверждают, что пытаются прийти к согласию с жителями.
«Нас должны были уведомить за шесть месяцев»
Застройщик в лице ЧП Absolute Business Trade подал исковое заявление в Яккасарайский межрайонный суд по административным делам о выселении Дилмурада Мирусманова и еще 15 проживающих в доме членов семьи с предоставлением другого жилья. Владелец дома №7 по улице Миробод-2 говорит, что застройщик ссылается на решение хокима от 2017 года, однако оригиналы и копии не предоставлены.
«Застройщик ссылается на это решение и говорит, что можно сносить дома безо всякого уведомления. По закону нас должны были уведомить за шесть месяцев».
Сейчас проблема состоит в том, что ЧП Absolute Business Trade предлагает неравноценную компенсацию, утверждает Дилмурад. Если жилая площадь дома Мирусманова составляет 280 кв. метров, то застройщик предлагает две квартиры, которые в сумме составляют 134 кв. метра. При этом, квартиры располагаются в 5 км от этой локации.
«Мы не хотим менять локацию, наши дети ходят здесь в школу, детсад – дайте нам здесь квартиру под котлован, мы имеем на это право по закону», — с такими словами владелец дома обращался к застройщику. «Нам ответили, что мой дом столько не стоит», — говорит Дилмурад.
«Нарушается наше конституционное право на частную собственность. Статья 53 Конституции Узбекистана гласит о том, что частная собственность неприкосновенна. Это не муниципальное владение. В суд застройщик дает такой иск, где просит по аналогии муниципального жилья выселить нас из наших собственных домов», — отмечает собственник дома.
По словам Дилмурада, он и его соседи обращались во многие инстанции: прокуратуру, хокимият – но ответов пока не получили.
«По факту нас никто не защищает. Наша последняя надежда на то, что если этот случай получит широкую огласку и этот произвол дойдет до президента, может тогда чиновники и судьи начнут защищать права собственников и будут на их стороне, а не на стороне застройщиков».
Помимо решения хокима должно быть приложение, где указаны отвод земель непосредственно под этими домами. Решение хокима недействительно если нет протокола Кабмина о выделении земли: Дилмурад отмечает, что застройщик его не предоставил.
«В законодательстве отмечено, что протокол Кабмина может быть принят только после согласия собственников домов на снос. Даже если этот протокол Кабмина у застройщика имеется, то получается, что он получен незаконно, поскольку никакого обсуждения с жителями махалли 3-4 года назад не было. Мы согласия на снос не давали», — заключает он.
«Мы предполагали, что пришла серьезная компания…»
Недалеко от дома Мирусманова расположена синагога Бет Менахем. Возможный ее снос вызвал широкое обсуждение, в начале августа застройщик отозвал иск против Ташкентской еврейской религиозной общины европейских евреев.
Сразу за синагогой располагается дом Виктора Машко. В доме №19 его семья живет с 1998 года. «Построили этот дом, думали, что будем жить в центре города, собирались долго жить здесь, растить детей».
Виктор Машко
Виктор Машко предполагал, что «пришла серьезная компания, реклама была хорошей». По его словам, это оказалось фейком. «Когда мы реально столкнулись с действиями застройщика, мы пришли в ужас. Наш дом сейчас находится на строительной площадке: дети не могут выйти на улицу, не оборудована пешеходная зона, стоит пыль. Во дворе соседнего дома, который разрушили — сделали склад временного хранения».
Виктору и его жене также, как и Дилмураду пришло письменное предложение компенсации от компании-застройщика. Площадь дома владельца составляет 600 кв. метров, в то время как компания предлагает три квартиры общей площадью 237 кв. метров. «Нарушаются наши конституционные права. Мы обращаемся к руководству города и руководству страны с просьбой обратить внимание на действия застройщика Golden House».
«Застройка происходит варварским способом: вырубаются деревья – здесь стояли многовековые орешины. Временные заборы поставили – они падают, был ветер в воскресенье – обрушились эти заборы. Хорошо, что никто не проходил в этот момент».
Трещины проявились не только снаружи, но и внутри дома. Просел бассейн во дворе дома Машко
Когда застройщик начал делать фундамент, дом Машко стал проседать, говорит владелец. Семья была вынуждена из основного дома переехать в летний. Первые осадки проявились на потолке в кухне летнего дома. «Я не представляю, как мы будем жить зимой в таких условиях, как будут жить мои дети», — задается вопросом Виктор.
«Мне дали квартиру на 7-м этаже, к тому моменту половина дома была незаселенной»
67-летняя Дилором Ильясова, бывшая владелица дома №14А сокрушается, что согласилась на переселение. Она пошла на этот шаг под давлением дочери и из страха остаться на улице.
«В ту ночь начали на Себзаре дома ломать. Дочь пришла и сказала: «А вдруг и с тобой так поступят? Что предложат, то возьмем и уйдем»».
Сейчас семья Ильясовой из пяти человек проживает на 85 кв. метрах в комплексе Qushbegi от Golden House. Еще 80 кв. метров снесенного дома не засчитали по вине БТИ, говорит женщина.
«Мне дали квартиру на 7-м этаже, к тому моменту половина дома была незаселенной. С Текстильного комбината исходит запах: пахнет красками и резиной».
Пожарная безопасность и срубленные деревья
Дом №28 Олега Любченко оказался зажатым между котлованом с одной стороны и строительными вагонами с другой. Олег отмечает, что на территории строительства три раза происходили пожары. «У меня есть фото доказательства того, что возле моего дома стояли бочки с селитрой».
Олег Любченко показывает фото описанных случаев
Олег достает пачку писем, которые он неустанно пишет в различные инстанции. В одном из них он сообщал в Госкомэкологии о вырубке четырех деревьев рядом с его домом. Вырубка произошла 6 февраля этого года в самый разгар моратория. По словам Олега, рубка была произведена с целью беспрепятственного проезда большегрузных машин к стройке для заливки фундамента. Из Госкомэкологии пришел ответ, что рубщикам назначен штраф в 11 млн сумов.
Как и у Виктора Машко, дом Олега начал рушиться. Владелец жалуется, что сточные воды текут под фундамент его дома.
С другой стороны котлована, рядом с домом Мирусманова – жилище Бахрама Тиллябаева. Дом №9 оказался в метре от котлована под застройку. Тиллябаев показывает исковое решение суда о выселении с компенсацией в 70 млн сумов. Это решение владельцу удалось опротестовать. Сейчас застройщик предлагает квартиры площадью 116 кв. метров, общая площадь дома Тиллябаева – 150.
Позиция застройщика и хокимията
В компании Golden House в письменном ответе редакции значится, что с Дилмурадом Мирусмановым застройщик пытался согласовать компенсацию: «В целях установления объективной рыночной стоимости недвижимого имущества в соответствии с требованиями, предусмотренных Положением «О порядке изъятия земельных участков и предоставления компенсации собственникам жилья, находящегося на изъятом земельной участке» собственнику неоднократно было предложено произвести оценку силами независимых и компетентных оценочных компаний. При этом, Мирусманов Д.Х. принимая во внимание, что запрашиваемая им цена многократно превышает реальную рыночную стоимость своего дома, всячески препятствует проведению оценки».
По поводу пожарных и строительных норм в компании отметили, что все строительно-монтажные работы на отведенном ООО Absolute Business Trade участке земли ведутся с 09:00 до 19:00 часов, строго с соблюдением всех установленных норм и правил градостроения страны.
«Площадь строительства огорожена, охрана всей территории, где ведутся строительные работы обеспечивается группой специализированных сотрудников отдельной службы охраны. Все строительные материалы хранятся в отдельных помещениях, которые в полной мере соответствуют нормам безопасности. Из-за подобных голословных обвинений со стороны отдельных жителей соблюдение всех норм безопасности в ходе строительно-монтажных работ находится на особом контроле соответствующих компетентных органов».
В Golden House заявляют, что все документы предоставляются жителям своевременно: «Работа по обсуждению размера и вида компенсации с жителями осуществляется строго по установленному в компании порядку, согласно которому всем участвующим в данном процессе жителям отправляются уведомления и официальные предложения в которых указывается основание – решения хокима, (т.е. название, регистрационные номера, ссылки и т.п.), которые находятся в открытом доступе для заинтересованных лиц. Также, всем изъявившим желание получить данные документы, предоставлены все копии материалов своевременно».
К моменту публикации материала ответ хокимията Ташкента не был получен. Редакция запрашивала информацию о том было ли получено согласие жильцов на снос перед принятием решения хокима об отводе земель и имеется ли протокол Кабинета министров по данному вопросу.
Дана Опарина
Комментарии