Строительная отрасль Центральной Азии: лидеры и аутсайдеры регионального рынка

На протяжении полугода основной строительный рынок Центральной Азии простаивал и терял колоссальные убытки. Пандемия коронавируса поставила местные компании в сложные условия. Несколько месяцев назад региональная строительная отрасль открыла новый деловой сезон уже с учетом коронавирусных корректировок. Не все смогли адаптироваться под новые условия и выйти из карантина с минимальными потерями, но основные игроки рынка удержались и готовы идти дальше.
 
В интервью Anhor.uz руководитель строительной компании «Эмарк Групп», председатель комитета по строительству бизнес-ассоциации JIA (Кыргызстан) Чолпонбек Акматов рассказал, что происходит на рынке, какие проблемы стоят перед отраслью и как в целом развивается строительный сектор Центральной Азии.

 
– Какие системные проблемы вы видите в строительной отрасли постсоветской Центральной Азии?
 
– Проблем достаточно много, но можно выделить основные.

Прежде всего, возведение новых зданий внутри обжитых городских районов, то есть точечная застройка. Плотная застройка является одной из наиболее болезненных тем для всего региона.

С одной стороны, понятно недовольство населения, с другой стороны нужно понимать, что большие города тоже не сразу строились. Реализация генерального плана путем снесения половины города и строительства с нуля – сегодня эта задача из невозможных. Конечно, есть исключения, например, Tashkent city и Andijаn сity, при строительстве которых были снесены целые махалли, но в нынешних условиях это единичные примеры. У нашего региона не так много вариантов развития: уплотнять существующую застройку или реализовывать программы по замене существующего жилого фонда. Поэтому поэтапное строительство – единственный возможный вариант для развития как городов, так и отрасли в целом. Конечно, не редки случаи, когда в сложившимся квартале компании неграмотно строят новый жилой дом, не соответствующий окружению. В результате новое здание нарушает сложившуюся среду района и выбивается из общей архитектуры. Неудивительно, что горожане выражают недовольство на этот счет. Застройщики должны внимательно и аккуратно относиться к созданному капиталу и сложившимся районам, а местные комитеты по архитектуре и градостроительству города должны держать этот вопрос на серьезном контроле.
 
Вторая проблема региона – отсутствие инженерной инфраструктуры. Строительным компаниям зачастую приходится вкладывать большие деньги для обновления городских инженерных сетей. Обновление трансформаторов, строительство насосных станций, замена магистральных коммунальных систем, прокладка дорог, то есть создание полной сетевой инфраструктуры ложится на плечи компаний. Естественно, это сказывается на итоговом ценообразовании. В этом плане компании нуждаются в поддержке со стороны государства. Кстати, такая мера поддержки может спровоцировать развитие ранее не освоенных территорий.
 
– Какая из стран Центральной Азии в вопросе технического оснащения в строительной индустрии отстает и лидирует?
 
– Еще три-четыре года назад в этом вопросе очевидным для всех лидером был Казахстан. При строительстве Нур-Султана Казахстан использовал самые современные технологии и высококачественные строительные материалы. Столицу отстроили практически с нуля. Но за последние несколько лет Узбекистан заметно вырывается вперед. Наша компания регулярно участвует в международных строительных выставках, и мы наблюдаем, как Узбекистан делает прорывные шаги в отрасли. Сегодня практически в каждых крупных узбекских городах идет активное строительство с применением усовершенствованных технологий. Особенно большие изменения происходят в Ташкенте, где повсеместно реализуются крупные проекты. Кстати, многие кыргызские компании заинтересованы войти на узбекский рынок в роли генподрядных и субподрядных организаций.
 
К слову, во время последней поездки в Ташкент мне удалось ближе ознакомиться со строительством масштабного проекта компаний Murad Buildings и Ozguven, речь идет о возведении 50-этажного небоскреба, высота которого составит более 215 метров. Я был удивлен, когда узнал, что стоимость 1 кв. м оценена в размере 3-4 тыс. долларов. Еще три-четыре года назад никто не мог предположить, что в Ташкенте цены так быстро поднимутся. Стоимость земельных участков в три раза подорожала. Все это говорит о том, что в Узбекистане активно развивается строительная отрасль и растет спрос, что естественно сказывается на ценообразовании. Что касается стран, которые отстают в вопросе технического оснащения, да и в целом в развитии отрасли, то в этом списке Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан.
 
– Как вы оцениваете качество строительных материалов, представленных на региональном рынке? Выдерживают ли конкуренцию с импортной продукцией?
 
– Конкретно наша компания в работе использует в основном импортную продукцию. В частности, порядка 70% используемых строительных материалов приходится на российские товары. После подписания договора о присоединении Кыргызстана к Евразийскому экономическому сообществу российская продукция стала для нас доступней. С учетом того, что у России хорошее соотношение цена-качество и она зарекомендовала себя как надежного поставщика, выбор очевиден. На региональном строительном рынке также представлены продукция Китая, Турции, Узбекистана, Казахстана, но пока они не выдерживают конкуренции с Россией. Также на рынке Центральной Азии представлены европейские бренды, например известная немецкая компания Knauf, которая известна на весь мир высококачественным сырьем, но, их продукция стоит немного дороже, например, тех же российских стройматериалов.
 
Следует заметить, что требование к современным новостройкам у общества существенно поменялось. Если раньше компании массово реализовывали проекты эконом-класса и, соответственно, использовали преимущественно дешевые стройматериалы, то сегодня запросы потребителей существенно поменялись, и застройщики стали использовать дорогое сырье – гранит, мрамор и т.д. На сегодняшний день по производству стройматериалов в регионе лидируют Казахстан и Узбекистан.   
 
– Что мешает местным производителям выпускать конкурентоспособную продукцию и выходить на международные рынки?

Прежде всего, административные барьеры, менеджмент и качество. Для выхода на другой рынок все еще установлены высокие вывозные пошлины, и чтобы устранить этот препон государствам необходимо договориться между собой и установить самые минимальные ставки. Что касается менеджмента, то восточное отношение в бизнесе не приемлемо.

В Центральной Азии тяжело найти партнеров, которые вовремя выполняют свои обязательства в полном объеме. Как-то мы пытались закупить у известной узбекской компании пластиковые окна в больших объемах, но ничего из этого вышло. Проблема в отсутствии доверия, а в бизнесе многое построено на доверии, оно позволяет построить прочные и длительные деловые отношения. Однако в нашем регионе доверие — это нисколько возможность для укрепления и развития делового отношения, а определенный риск. Третий фактор, который мешает развитию сектору стройматериалов – это, как выше отметил, качество. Местная продукция пока уступает по качеству международным брендам. Надо заметить, что есть определенная ниша продукций у производителей в Центральной Азии, которые могут выдержать конкуренцию с известными и авторитетными брендами. Но из-за того, что местные производители не могут на должном уровне представить свою продукцию на большом рынке, не уделяют должное внимание популяризации и не ведут коммуникацию с клиентами, их товар остается менее узнаваемым и, соответственно, востребованным.     
 
– Пандемия коронавируса привела к сокращению выезда местных граждан в Россию в качестве трудовых мигрантов, а многие мигранты из Центральной Азии вернулись на Родину. Как это повлияло на трудовой рынок региона? Наблюдается ли избыточное количество трудовых ресурсов?
 
Прежде чем ответить на этот вопрос, хотел бы отметить, что пандемия нанесла ощутимый удар по отрасли – сократились темпы строительства, наблюдается спад покупательской способности, отрасль долгие месяцы простаивала и, естественно, не обошлось без сокращений численности работников. Если до пандемии, например, в Кыргызстане доля строительной отрасли в ВВП составляла 9%, то сейчас эта цифра упала до 6%, это очень много. И такая ситуация наблюдается во всех странах. Власть пытается поддержать отрасль в этот сложный период, но говорить о полном восстановлении сектора рано до тех пор, пока пандемия не останется в прошлом.
 
Что касается наших соотечественников, вернувшихся из России, то они ни в коем случае не осложнили условия на рынке. Многие компании региона были вынуждены отправить своих сотрудников в бессрочный отпуск либо заметно сократить количество рабочих. Сейчас постепенно отрасль начинает раскачиваться и набирать докризисные темпы, соответственно, требуется все больше и больше рабочих рук. Однозначно, что опытные специалисты не останутся без работы.
 
Элина Рустамова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.