Академик Джураев: Строительная индустрия требует новых стандартов обучения

Академик Джураев: Строительная индустрия требует новых стандартов обучения

Ко Дню строителя Узбекистана

Строительство сегодня – это высокомеханизированное интенсивное производство, оборудование и материалы которого постоянно обновляются и требуют грамотного подхода. Поэтому нынешняя ситуация характеризуется нарастающим дефицитом кадров, способных работать с современными материалами и техникой. Это требует гибкости, разнообразия подходов к обучению, постоянной готовности к обновлению не только учебных программ, но материально-технической базы учебных заведений.

В Узбекистане ежегодно, в среднем, выпускается более 30,5  тысяч специалистов строительных рабочих специальностей, из которых трудоустраиваются не более 60 процентов. К основным причинам трудностей трудоустройства можно отнести недостаточное участие работодателей в разработке квалификационных требований к профессиям, организации практического обучения и итоговой аттестации выпускников.

Помимо этого на рынке труда постоянно существует устойчивая конкурентная группа населения, которая перманентно находится в поиске работы.

До сегодняшнего дня специалисты со средним специальным профессиональным образованием для сферы строительства готовились на  бесплатной основе в 104 строительных профессиональных колледжах республики: каменщики, бетонщики, электрогазосварщики, монтажники, кровельщики, отделочники, мастера  общестроительных, монтажно-строительных, столярно-плотничных, облицовочных, мозаичных и мраморных работ, настилки полов, сухого строительства, слесари по эксплуатации и ремонту сантехнического, газового, водопроводного, подъемного  оборудования и систем, а также специалисты по благоустроительным работам, производству строительных материалов и изделий. Наряду с этим, готовились специалисты по эксплуатации транспортных сооружений, гидротехническому строительству, строительству автомобильных дорог и аэродромов.  
          
Проект  «Содействие развитию профессионального образования в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства» Германского банка развития (KfW), Германского общества технического сотрудничества (GTZ) можно отметить, как особенно продуктивный вклад в подготовку специалистов для сферы строительства. Благодаря этому проекту тридцать профессиональных колледжей строительства и жилищно-коммунального хозяйства оснащены учебно-лабораторным оборудованием, повышена квалификация преподавателей, усовершенствованы квалификационные характеристики по профессии, учебные планы и программы, учебные пособия.

Немецкая компания КНАУФ, начиная с 2012 года, совместно с Центром среднего специального профессионального образования (ЦССПО), инициировала внесение  новых рабочих специальностей. А затем, совместно с Министерством труда, Госстандартом в 2016 году компания приняла участие во введении новой рабочей профессии «Монтажник каркасно-обшивных конструкций»,  взяла на себя ответственность в совместной с ЦССПО разработке и издании учебников по специальности, которые были переданы во все профильные колледжи Узбекистана. Региональный конкурс профессионального мастерства по сухому строительству среди учащихся строительных колледжей, который проводит компания КНАУФ дает импульс и мотивирует учащихся к совершенствованию в своей профессии. Победители регионального конкурса выезжают для участия в международном конкурсе.
 
С 2018/2019 учебного года система образования Узбекистана находится на этапе масштабной модернизации, введено обязательное 11-летнее общее школьное образование. На его второй ступени, которая приходится на 10 и 11 классы, учащиеся   получают в учебно-производственных комплексах какую-либо профессию по своему выбору и интересам.

По окончании школы учащийся либо поступает в вуз, либо идёт на рынок труда, а если его не удовлетворяет приобретенная профессия, то он поступает в профессиональный колледж на платно-контрактной  основе.

Следует подчеркнуть, что в Узбекистане реализуется международный принцип профессиональной подготовки «Обучение на протяжении всей жизни».  
   
Предлагаются следующие ступени непрерывного профессионального образования:
– высшее профессиональное образование – вуз
– среднее специальное профессиональное образование – школа – учебно-производственный комбинат
– среднее профессиональное образование – профессиональный колледж
– начальное профессиональное образование-учебно-производственный комбинат
– профессиональное обучение- различные центры краткосрочной профессиональной подготовки.

Для достижения  конкретных результатов, в том числе для строительных отраслей, открываются ведомственные профессиональные колледжи.

Например, работодатель  в лице Министерства строительства Узбекистана несёт ответственность, наряду с Центром профессионального образования за подготовку кадров для покрытия потребности  строительных отраслей.

Актуальность возрождения новой  системы профессионального образования в новом аспекте даст импульс следующим аспектам:
– карьерному росту;
– снижение затрат ресурсов: финансовых, временных и т.д.;
– поэтапной селекции (не то что прошёл тестирование и сразу поступил в вуз).

Коренным образом пересматриваются учебно-нормативные документы профессиональной подготовки: классификатор направлений подготовки, специальностей и профессий профессионального образования, профессиональные характеристики каждой специальности и профессии. Меняются и сроки обучения (от 6 месяцев до 2-х лет, исходя из сложности приобретаемой квалификации) с использованием международного опыта (Корея, Германия, Россия, Казахстан. Белоруссия и др.) международной стандартной классификацией образования (МСКО) и международной стандартной классификацией профессий. (МСКЗ).
              
В новом проекте классификатора для строительных отраслей заложена подготовка специалистов  по таким направлениям, как архитектура,     строительство зданий и сооружений (по видам), городское строительство и хозяйство, строительство, монтаж и эксплуатация инженерных  коммуникаций (по видам), производство строительных материалов, изделий и конструкций, гидротехническое строительство 29 профессий и 101 квалификацию разных уровней  с установлением профессиональных разрядов, а также 15 специальностей  и 2 квалификации (техник, механик).

Указ Президента Узбекистана «О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования»  создал законодательную основу для активной разработки проектов новых образовательных стандартов по профессиям, упомянутого выше классификатора. Также определяются профессиональные колледжи (ведомственные и многопрофильные),  которые начнут функционировать с 2019/2020 учебного года.

Усилия правительства, которое активно и целенаправленно поддерживает реформирование профессионального образования, четкое определение его этапов, работа специалистов Центра среднего специального образования при Министерстве высшего и среднего специального образования помогут поднять на новый  уровень систему обеспечения кадрами строительной отрасли.  
 

Рисбай Джураев,

академик Академии Наук Узбекистана

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.