Дмитрий Дерипалко, генеральный директор предприятий КНАУФ в Узбекистане: «Для нас важно, чтобы правила игры были одинаковыми для всех»
Дмитрий Дерипалко, генеральный директор предприятий КНАУФ в Узбекистане, в эксклюзивном интервью для совместного проекта Anhor.uz и адвокатской фирмы Legalmax делится своими мыслями о текущем состоянии строительной отрасли в стране. В разговоре он раскрывает, как решения Антимонопольного комитета могут повлиять на будущее компании, обсуждает ключевые вызовы, с которыми сталкивается рынок, и подчеркивает важность борьбы с контрафактной продукцией. Кроме того, Дерипалко рассказывает о том, как КНАУФ инвестирует в подготовку квалифицированных кадров и внедрение передовых технологий, способствуя развитию строительной отрасли Узбекистана.
Мухаммадали Махмудов : Уважаемые коллеги, здравствуйте! Сегодня у нас в студии Дмитрий Дерипалко, генеральный директор группы компаний КНАУФ Узбекистан, и Лола Исламова, главный редактор Anhor.uz. Спасибо, что пришли. В ближайшие дни в Узбекистане будет отмечаться День строителя, и строительство — одна из наиболее динамичных отраслей в нашей стране. Дмитрий, расскажите, пожалуйста, с какими основными вызовами и сложностями сталкивается ваша компания сегодня?
Дмитрий Дерипалко: Здравствуйте. КНАУФ работает в Узбекистане уже 25 лет, и последние 20 лет мы занимаемся производственной деятельностью. Мы инвестировали более 100 миллионов евро в заводы, карьеры, промышленное оборудование и, что самое важное, в наших людей — самых лучших и профессиональных. За эти 20 лет в стране произошли серьезные изменения, которые нужны и важны, но всегда хочется большего, лучшего и быстрее. Важно отметить, что сегодня для Узбекистана критически важны инвестиции, и практически все ведомства заняты привлечением инвестиций, технологий и средств.
К нам часто обращаются инвесторы, заинтересованные в Узбекистане, и мы открыто обсуждаем с ними как наши успехи, так и проблемы, которые еще предстоит решить. Что касается публикации в прессе о включении КНАУФ в реестр монополистов — для нас это тоже было сюрпризом. Мы узнали об этом из новостей, а уведомление получили позже. Такое решение вызывает много вопросов.
Лола Исламова: Вы говорите, что узнали о включении компании в реестр монополистов из средств массовой информации. Что это значит для вашей компании?
Дмитрий Дерипалко: Да, мы узнали об этом из СМИ, а затем пришло официальное уведомление от Антимонопольного комитета. Решение о признании одного из наших предприятий доминирующим на рынке гипсокартона с долей более 40% означает, что мы можем теоретически влиять на ценообразование, устраивать диктат цен и так далее. Это главный вопрос, который мы сейчас обсуждаем с органами власти.
Мухаммадали Махмудов : Как вы оцениваете объективность оценки рынка стройматериалов, учитывая значительную долю теневой экономики?
Дмитрий Дерипалко: Госкомстат недавно скорректировал объем ВВП Узбекистана, учтя теневую составляющую бизнеса, и теперь ВВП страны превысил 100 миллиардов долларов. Мы понимаем, что теневая экономика сохраняется, и это действительно вызывает вопросы относительно точности оценки рынка. Например, материалы, которые могут быть взаимозаменяемыми, такие как гипсокартон, кирпич, стеклянные перегородки и другие, также должны учитываться при расчете нашей доли на рынке.
Лола Исламова: В последние годы вы активно боретесь с контрафактной продукцией. Насколько успешна эта борьба?
Дмитрий Дерипалко: Да, ситуация с контрафактом остается сложной. Мы обмениваемся информацией и с производителями продуктов питания, и с производителями табака — у всех них серьёзные проблемы с контрафактом. На наши обращения реагируют, выписывают штрафы, но прибыль, которую получают компании, ведущие незаконную деятельность, значительно выше этих штрафов. Эти штрафы можно считать просто регулярными налоговыми платежами. Это серьёзная проблема, которая влияет на привлечение иностранных инвесторов. Ни один инвестор не хочет, чтобы его продукция размывалась контрафактом, он хочет продавать и представлять свой продукт, отвечая за его качество.
Мухаммадали Махмудов: Каковы ваши ожидания в отношении контрафактной продукции в ближайшем будущем?
Дмитрий Дерипалко: Мы видим, что штрафы за контрафакт не всегда оказывают достаточное воздействие. Проблема заключается в том, что прибыль от нелегальной деятельности значительно превышает штрафы. Это одна из причин, по которой иностранные инвесторы могут опасаться вкладывать средства в страну. Им важна уверенность в том, что их продукция будет защищена от подделок.
Лола Исламова: Как компания принимает решение об инвестировании в ту или иную страну?
Дмитрий Дерипалко: Любой инвестор, внутренний или внешний, оценивает бизнес-среду, экономику страны, потенциал людей, компетенции будущих сотрудников. Они обращаются к действующим игрокам, в том числе и к нам, чтобы понять, что их ждёт, если они примут решение инвестировать в страну. Кроме того, инвесторы оценивают государственную статистику, смотрят на доли рынка по своим продуктам и хотят получить ещё больше открытой информации. Если инвестор понимает, что в интересующем его сегменте большая доля серого бизнеса, то, скорее всего, этот вопрос с инвестициями будет закрыт.
Мухаммадали Махмудов: Вы поднимали эти вопросы перед представителями власти?
Дмитрий Дерипалко: Да, мы озвучивали. Но, к сожалению, обратной связи нет. Сегодня ситуация такова, что мы уже считаемся «старенькими» инвесторами, и, кажется, что многие министерства больше заинтересованы в привлечении новых, забывая о тех, кто уже работает в стране. Однако забывать про нас, «стареньких», нельзя. Мы — показатель того, насколько Узбекистан открыт и готов принять новые свежие инвестиции, деньги, мысли и технологии.
Лола Исламова:В преддверии открытого диалога с президентом, что бы вы хотели донести до него?
Дмитрий Дерипалко: Мы много раз участвовали во встречах с президентом и поднимали вопросы. Мы участники Инвестиционного совета при президенте. Сегодня нужно сделать из Узбекистана привлекательное место для инвесторов. Мы должны быть всесторонне развитыми. То, что сделано, — это половина пути. Нужно закрепиться и развивать все структуры, которые взаимодействуют с бизнесом. Во-первых, нужны одинаковые правила игры для всех, начиная с норм экологии, налогового администрирования, и заканчивая нормами для всех инвесторов — как внутренних, так и внешних. Во-вторых, государственные структуры, работающие с бизнесом, должны перейти на режим партнерства, а не «хозяин и подчиненный». Это норма для сегодняшнего дня. И, наконец, нужно ужесточать ответственность за кражу интеллектуальной собственности. Воровство товарных знаков и других элементов интеллектуальной собственности должно караться серьёзнее.
Мухаммадали Махмудов: Дмитрий, ещё один вопрос. Насколько прозрачна информация, предоставленная вам Антимонопольным комитетом?
Дмитрий Дерипалко: Мы пока не получили необходимую информацию от Антимонопольного комитета. Мы её запросили и надеемся получить открытый ответ. Мы считаем, что комитеты, министерства и ведомства должны быть нашими партнёрами и играть открыто и честно. После получения данных мы дадим свои комментарии относительно того, насколько аналитика проводилась согласно законодательству Республики Узбекистан, и были ли учтены такие факторы, как аналогичные материалы и серая составляющая бизнеса.
Лола Исламова: Возвращаясь к теме экологии, в Ферганской долине, рядом с вашими предприятиями, есть много нелегальных производств. Как вы с этим боретесь?
Дмитрий Дерипалко: Мы не являемся полицейской структурой, но можем предположить, что многие из этих предприятий находятся в серой зоне. Мы видим, что состояние экологии в этой зоне плачевное, и предложили комитету по экологии сотрудничество на базе наших стандартов. Мы готовы подтягивать уровень локальных производителей к тем стандартам экологии, которые у нас существуют.
Лола Исламова: Я была в этом поселке и видела, что состояние действительно плачевное. Жители жалуются на болезни, связанные с легкими, аллергии. Мы наблюдали предприятия, покрытые гипсовой пылью. Однако у вас на предприятии можно брать за образец стандарты экологии.
Дмитрий Дерипалко: Мы просто соблюдаем законодательные нормы. Мы обязаны иметь фильтры на источниках выбросов, проводить замеры и платить компенсации, если есть превышения. Мы не делаем ничего сверхъестественного, просто соблюдаем законы. Проблема в том, что многие предприятия в серой зоне игнорируют эти нормы.
Мухаммадали Махмудов: Как вы думаете, какое наказание должно быть для компаний, производящих контрафакт?
Дмитрий Дерипалко: Во-первых, сотрудники контролирующих органов должны иметь более высокую квалификацию. Сегодня наша компания фактически сама выявляет нарушения и обращается к органам. Во-вторых, должно быть более серьёзное наказание за производство контрафакта. В других странах давно решили эту проблему через компенсации правообладателям. Это важно, потому что убытки от контрафакта часто невозможно подсчитать. И, наконец, нужно ужесточить ответственность за кражу интеллектуальной собственности. Воровство товарных знаков и наименований должно караться серьёзнее, потому что оно разрушает доверие к продукции и вредит бизнесу.
Лола Исламова: Штрафы за контрафакт, о которых вы говорили, должны быть выше?
Мухаммадали Махмудов: Да, нужно вводить настоящую финансовую ответственность в виде компенсаций. Текущие штрафы слишком малы и не отражают ущерб, нанесённый бизнесу. Контрафактная продукция часто не соответствует санитарным нормам и стандартам, и это серьёзная угроза как для бизнеса, так и для здоровья потребителей.
Дмитрий Дерипалко: Да, и эта ситуация сдерживает всю экономику. Серый бизнес не платит налоги, и это удар по бюджету. Время, когда можно было производить что-то лишь бы заполнить рынок, закончилось. Теперь нужно играть по правилам, которые есть в нашей стране.
Мухаммадали Махмудов: Что бы вы хотели сказать своим коллегам и всем, кто причастен к строительной отрасли в Узбекистане?
Дмитрий Дерипалко: Хочу пожелать всем коллегам здоровья, оптимизма и новых успешных проектов. Строительство — одна из ведущих отраслей в Узбекистане, и мы рады, что этот праздник возрожден. С праздником всех строителей и тех, кто помогает строить будущее страны!
Что это было?