Как обеспечить дорожную безопасность для пешеходов и автомобилистов при строительстве

Источник: Дана Опарина/Anhor.uz

Нарушение строительных норм и правил, предписанных законодательством Узбекистана со стороны застройщиков при строительстве объектов, создает серьезные риски для безопасности пешеходов, автомобилистов. Архитектор-урбанист Анвар Мухамеджанов приводит в пример Канаду, где запрещено наносить вред существующим коммуникациям во время строительства, а вокруг деревьев и кустарников устанавливают защитные доски и заборы.

Рассмотрим несколько примеров строительных норм и правил, которые часто игнорируются узбекистанскими застройщиками.

Например, СНИП 3.01.02-00 «Техника безопасности в строительстве» гласит, что

  • при организации строительной площадки, проходов для людей следует определять опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют, или потенциально могут действовать, опасные производственные факторы. При этом опасные зоны должны быть обозначены знаками безопасности и надписями установленной формы (Пункт 2.2).
  • строительная площадка в населенных местах должна быть ограждена. При этом в местах массового прохода людей их необходимо оборудовать сплошным защитным козырьком (Пункт 2.11).
  • Колодцы, шурфы и другие выемки в грунте в местах возможного доступа людей должны быть закрыты крышками, прочными щитами, или ограждены. В темное время суток ограждения должны быть обозначены электрическими сигнальными лампами (Пункт 2.18).
  • У въезда на строительную площадку должна быть установлена схема движения средств транспорта, а на обочинах дорог и проездов – хорошо видимые дорожные знаки, регламентирующие порядок движения транспортных средств в соответствии с ПДД, утвержденными МВД Узбекистана. Скорость движения транспорта вблизи мест производства работ не должна превышать 10 км/ч на прямых участках и 5 км/ч на поворотах (Пункт 2.20).
  • Котлованы и траншеи, разрабатываемые на улицах, проездах, во дворах населенных пунктов, а также местах, где происходит движение людей, или транспорта, должны быть ограждены. На ограждении также необходимо устанавливать предупредительные надписи и знаки, а в ночное время – сигнальное освещение. Места прохода людей через траншеи должны быть оборудованы переходными мостиками, освещаемыми в ночное время (Пункт 9.5).

Также точные правила организации объектов требует ШНК 3.01.01-03 «Организация строительного производства»:

  • при осуществлении строительства объектов в стесненных условиях и на участках сложившейся городской застройки условия производства работы с выделением опасных зон, схемы движения транспорта и пешеходов с обеспечением безопасных подъездов и подходов к действующим предприятиям, зданиям и сооружениям, должны быть согласованы с органами государственного надзора, местными органами власти и самоуправления (районные и городские хокимияты) и эксплуатирующими организациями (Пункт 1.12).

Примеры, описанные выше, определяют кто отвечает за обеспечение безопасности жителей города как на строительной площадке, так и рядом с ней.

Приведите примеры стран с успешной практикой в этом вопросе.

В зарубежных странах можно найти много примеров организации безопасности при строительстве в городах. Их отличие не только в более строгих требованиях, но и обеспечении строгого и непрерывного контроля за их соблюдением.

Например, в Японии существуют промежуточные инспекции строительства. Здесь каждое местное самоуправление отвечает за проведение временных проверок. После различных этапов строительства, требуется промежуточный осмотр конкретного этапа строительства здания. При этом данные строительные этапы не считаются завершенными до положительного заключения подобной промежуточной инспекции.

В Канаде также существуют руководства по реализации строительства в городе, которые ориентированы на создание хороших отношений с местным сообществом. В Торонто, как и в Ташкенте, необходимо информировать жителей, владельцев соседних зданий о планах на строительство, получить их одобрение, возможность связаться с застройщиком на случай ЧП, а также поместить разрешение на строительство на видном месте.

Застройщик также обязан регулярно вывозить строительный мусор и удалять всю грязь, оставшуюся на городских улицах и тротуарах. Несвоевременный вывоз строительного мусора со строительной площадки может привести к штрафу в соответствии с уставом города.

Также здесь необходимо получить разрешение на использование улицы перед началом сноса, или строительства, если используется территория за пределами собственности владельца.

Чтобы контролировать шум, эксплуатация строительной техники в Торонто разрешена только с понедельника по пятницу с 7:00 до 19:00 и по субботам с 9:00 до 19:00. По воскресеньям и официальным праздникам запрещается шуметь на стройплощадке.

Что касается безопасности строительства, то в Торонто существует целый список требований. Приведу основные из них:

  • Не наносить вред существующим коммуникациям во время строительства.
  • Следить за тем, чтобы строительные работы и грузовики не мешали озеленению и имуществу соседей.
  • Установка защитных досок и заборов вокруг деревьев и кустарников.
  • Ограждение строительной площадки защитным ограждением.
  • Не парковать строительную технику на соседской парковке и не блокировать проезды.
  • Не засорять имущество соседей мусором.
  • Не сжигать строительный мусор на площадке.
  • Рабочие на стройплощадке должны носить каски, и соблюдать правила безопасности строительства.

– Почему городские власти, в основном, извиняются за «доставленные неудобства», но никогда не думают о том, как оградить строительство и сделать его безопасным?

В экспертном сообществе высказывают несколько причин подобных явлений. В их числе, в основном, некомпетентность или безответственность строителей, застройщиков и представителей государственных органов. Возможно, играет свою роль фактор коррупции, желание сэкономить, плохое планирование этапов строительства, пренебрежение строительными нормами. Однако ни одна из этих причин не оправдывает безответственного отношения к безопасности горожан.

Что касается второй части вопроса, на мой взгляд, неправильно говорить, что городские власти никогда не думают о безопасности жителей. В городе немало застройщиков, которые соблюдают требования по обеспечению безопасности: они грамотно ограждают и освещают периметр строительной площадки и, более того, помимо размещения паспорта объекта они, в рекламных целях, также размещают изображения строящегося объекта на ограждении.

Возмущение жителей столицы вызывает ненадлежащее отношение к нарушителям представителей хокимиятов и МВД к фактам грубых нарушений правил безопасности со стороны недобросовестных застройщиков. Например, немало объектов, где строительные материалы и техника размещается на пешеходных тротуарах и велодорожках. Жителям приходится с риском для жизни обходить эти места по автомобильным дорогам.

Выход в данной ситуации один: чтобы повысить безопасность на строительных площадках и вокруг них необходимо пересмотреть и обновить Строительные нормы и правила с учетом передового опыта развитых стран, сделав больший акцент на безопасности жителей и улучшении экологии городов. При этом очень важно предусмотреть законодательный механизм ответственности застройщиков и государственных структур за нарушения норм и правил безопасного, экологичного строительства.

Редакция Anhor.uz направила запросы в Министерство строительства и ГУБДД, но не получила ответов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.