Uzbekistan Airways может потерять 20 млн долларов из-за карантина

Uzbekistan Airways может потерять 20 млн долларов из-за карантина
Узбекистан с 16 марта по 5 апреля приостановил все международные рейсы. За время карантина национальная авиакомпания понесет многомиллионные убытки. В интервью Anhor.uz эксперт авиационной отрасли, директор консалтинговой компании Friendly Avia Support (Литва), преподаватель кафедры управления авиационным бизнесом университета Казимираса Симонавичуса Олександр Ланецкий оценил сумму ущерба Uzbekistan Airways от приостановки авиасообщений между странами из-за COVID-19.
 
По словам эксперта Олександра Ланецкого, первый источник убытка – возврат авиабилетов. На ближайшие дни были распроданы билеты на миллионы долларов. Авиакомпания уже пообещала вернуть пассажирам деньги, а также предложила бесплатно перебронировать авиабилеты на любую дату в течение года. 

«В течение зимних месяцев Uzbekistan Airways перевозит не менее 100 тыс. пассажиров, на деле думаю значительно больше. С учетом того, что примерно средняя стоимость международных авиабилетов в одну сторону у национальной компании составляет 200 долл., то за первую неделю перевозчик лишится не меньше шести млн долларов, а за последующие — по четыре млн долларов еженедельно. Таким образом, за три недели Uzbekistan Airways потеряет только на билетах при самых скромных подсчетах не меньше 14 млн долл. Но нужно учитывать и убытки аэропортов Узбекистана. Так как не будет пассажиров—аэропорты недосчитаются за три недели не менее трех млн долл. Не меньшую сумму в совокупности потеряют все обслуживающие организации, связанные с НАК  – начиная от топливозаправочных компаний и заканчивая агентствами по продаже билетов», — говорит Олександр Ланецкий.

Помимо этого, эксперт заметил, что ранее для обновления парка самолетов Uzbekistan Airways были взяты кредиты. За счет кредитных средств авиакомпания приобрела Dreamliner (стоимость одного самолета составляет около 250 млн долл. – Авт.). «Несмотря на то, что ближайшие три недели самолеты будут простаивать на земле, компания должна будет выполнять свои финансовые обязательства, по крайней мере до того момента, как на государственном уровне не будет объявлен форс-мажор и достигнуто соответствующее соглашение с кредиторами. Ежемесячная оплата по кредиту составляет, скорее всего, не менее 500 тыс. долл. за каждый самолет (на счету НАК пять Dreamliner – Авт.)», — сказал Олександр Ланецкий.

Собеседник не исключает, что Узбекистан может продлить сроки карантина.  

«На данный момент никто точно не может сказать, как долго будет длиться карантин и когда вообще эта проблема разрешится. Если ориентироваться на Китай, то там ситуация начала стабилизироваться спустя два месяца с момента ограничения работы и закрытия границ. Сейчас в КНР пошел существенный спадаэпидемии, но все равно пассажиропоток авиакомпаний за прошлую неделю на внутрикитайских рейсах составляет менее 40% от прошлогоднего, а на международных еще ниже. Соответственно, в Узбекистане и любом другом государстве, где зафиксирован коронавирус, этот процесс может затянуться от одного до трех месяцев в зависимости от степени распространения вируса», — считает Ланецкий.

С экономической точки зрения самые большие ущербы понесут страны, где хорошо развит туризм. Однозначно, что наиболее сильный  удар будет нанесен Европе, так как последние десять лет большая часть авиационного и туристического рынков ЕС балансировало на грани убыточности, говорит эксперт.

«Сейчас самое «благоприятное» время для того, чтобы кризисные компании могли объявить дефолт. Собственники и менеджеры компаний будут защищаться, что боролись из последних сил и обанкротились не по собственной вине, а подкосила их «новая чума». В этом плане, Узбекистан не столкнется с подобными проблемами. Национальные  авиалинии Узбекистана полностью принадлежат государству и Uzbekistan Airways занимает доминирующее положение на авиарынке страны. К несчастью или к счастью в республике туризм и авиационная отрасль по сравнению с Италией, Турцией или даже Камбоджой, находится в зачаточном состоянии, поэтому на общем мировом фоне ущербы Узбекистана будут минимальные. Вообще, закрыть границу — это самое меньшее, что может сделать государство, чтобы обеспечить безопасность для своего населения.

Многомилионные убытки не сопоставимы с последствиями эпидемии, ведь вирус может выкосить десятки тысяч людей. Поэтому Узбекистан принял правильное решение, что своевременно закрыл свои границы», — заключил Олександр Ланецкий.  

Отметим, что власти Узбекистана организуют чартерные авиарейсы для эвакуации граждан страны, находящихся за рубежом из-за распространения коронавируса. Граждане Узбекистана, желающие вернутся на родину, должны обратиться в дипломатические представительства по месту жительства. По возвращению в РУз все граждане будут находиться на 14-дневном карантине.

Элина Рустамова 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.