О проблемах развития узбекского языка

О проблемах развития узбекского языка

К 1 июня 2020 правительство Узбекистана готовится внести на обсуждение Государственную программу по развитию узбекского языка и совершенствованию языковой политики на 2020-2030 годы, а также обновленный закон «О государственном языке».

Данный материал подготовлен совместно с аналитической платформой CABAR.asia

 
Среди приоритетов госпрограммы — совершенствование системы обучения государственному языку в образовательных учреждениях, создание равных возможностей для развития языков всех наций и национальностей, проживающих на территории Узбекистана, создание благоприятных условий для изучения ими государственного языка.

Именно отсутствие доступных условий для изучения узбекского языка, плохая методологическая и учебная база, а также не налаженность восприимчивой и гибкой среды изучения узбекского языка многими отмечались как основные проблемы.
 
Проблемы в языковой сфере Узбекистана накапливались десятилетиями. За последнее столетие Узбекистан сменил алфавит четыре раза: до 1928 года узбекский язык использовал арабский алфавит, затем до 1940 года использовалась письменность на основе латинского алфавита, после чего в течение 50 лет применялась кириллица. В 1993 году узбекский язык в Узбекистане был вновь переведён на латиницу. По факту сейчас в стране используются обе графики – латинская и кириллица. 
 
К слову, информация на сайте в редакции узбекской службы BBC, подается в трех вариантах – на кириллице, на латинице и с использованием арабской вязи для этнических узбеков в Афганистане.
 
Первый в истории специализированный вуз узбекского языка открылся в 2016 году. Перед Ташкентским государственным университетом узбекского языка и литературы имени Алишера Навои были поставлены задачи по подготовки филологов, научно-педагогических специалистов, переводчиков, исследователей. Кроме того, университет планирует проводить научные исследования по новым и эффективным методам преподавания узбекского языка и литературы, разрабатывать компьютерный метод изучения узбекского языка, переводческие программы и словари, электронные книги.
 
Ситуация начала меняться после Указа президента «О мерах по кардинальному повышению роли и авторитета узбекского языка в качестве государственного языка», подписанного в октябре 2019 года. В структуре правительства образован Департамент по развитию государственного языка, который наряду с другими задачами будет готовить предложения по выявлению и устранению проблем, связанных с оборотом государственного языка, а также ведению единой государственной политики в сфере его развития.
 
Вот уже несколько недель в медиапространстве обсуждается проект закона «О внесении изменений в статью 42 Кодекса административной ответственности Республики Узбекистан».  Проект закона предусматривает штрафы для чиновников за несоблюдение требований законодательства о государственном языке в работе госорганов. В зависимости от нарушения они могут составить от 2 до 5-кратного размера базовой расчетной величины.
 
Административная ответственность предлагается за нарушение требований статей закона «О государственном языке», который был принят в декабре 1995. Важная деталь —  речь идет об ответственности чиновников.
 
Профессор Саодат Мухамедова, заведующая кафедрой «Узбекский язык» Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои, считает, что основной причиной низкого интереса к изучению языка является отсутствие необходимости знания государственного языка. «В Узбекистане есть языковая среда, но нет острой необходимости знания узбекского языка, это не мешает людям продвигаться по карьерной лестнице или вести бизнес. Именно острая необходимость дает людям импульс к изучению любого языка».
 
Подтверждением слов профессора является большой интерес в стране к изучению русского и английского языков.  Поток трудовых мигрантов из Узбекистана и обязательное тестирование в России для получения разрешения на работу, стали для многих узбекистанцев стимулом для изучения русского языка. Наличие сертификата Международной системы оценки знания английского языка IELTS дает преференции во время поступления в вузы, как в Узбекистане, так и за рубежом, во время приема на работу – именно это является одним из стимулов изучения молодежью английского языка.

В этом направлении университету имени А.Навои предстоит большая работа. И если проект закона «О внесении изменений в статью 42 Кодекса административной ответственности Республики Узбекистан» будет принят, в республике остро станет вопрос с методологией преподавания узбекского языка, как для детей, так и для взрослых.
 
По словам Саодат Мухамедовой, существующая методика изучения узбекского языка устарела и, в основном, направлена на изучение грамматики. По ее словам, необходима универсальная грамматика узбекского языка, которая пока еще не разработана. Кроме того, в республике не хватает высококвалифицированных специалистов, нет электронных учебников, аудио, видеоматериалов для изучения узбекского языка.

«Методику преподавания узбекского языка необходимо коренным образом преобразовать по мировым стандартам, т.е. по четырём компетенциям изучения языка: аудирование, чтение, письмо, речь», — говорит Саодат Мухамедова.  
 
Обучение в школах, лицеях, колледжах и вузах Узбекистана ведется на семи языках и преподавание государственного языка на современном уровне потребует квалифицированных педагогов, которых в стране остро не хватает. Раньше преподавателей узбекского языка не готовили для работы в иноязычных группах. Вкупе с неэффективной методикой это и привело к низкому уровню преподавания государственного языка.  Новое направление в университете имени А.Навои «Узбекский язык в иноязычных группах» с квотой на 100 человек, должно постепенно решить проблему кадров.
 
Сложнее всего придется взрослым людям. Специальной методики обучения (андрагогическое образование) узбекскому языку взрослых людей не существует. Но, по словам Саодат Мухамедовой, несколько исследователей сейчас работают в этом направлении. В ближайшее время при Ташкентском государственном университете узбекского языка и литературы имени Алишера Навои будет открыт «Центр обучения основам делопроизводства на государственном языке и повышения квалификации».  В Центре будут созданы также курсы узбекского языка. Предусмотрено, что обучение для физических лиц будет бесплатным.
 
Политолог Камолиддин Раббимов 

За прошедшие три десятилетия, узбекский язык в Узбекистане не стал главным интегратором общества, и не приобрел статус полноценного языка. Узбекистан, де-факто был и остается двуязычным государством, где в столице значительная часть государственных органов и населения продолжают работать и общаться на русском языке.
 
Проблема узбекского языка намного серьезнее, чем кажется. Необходимо создать полноценный узбекский академический язык, которого пока нет. Также узбекский язык не стал терминологически богат, чтобы выразить все тонкие аспекты обществознания, социологии, политологии и т.д. Иными словами, до сих пор узбекский язык в Узбекистане был и остался языком чайханы, улицы, а не науки, политики, экономики. Попытка вести научную или политическую дискуссию на серьезные темы упирается в серьезную нехватку современной терминологии на узбекском языке и приходится переходить на иные языки – русский или английский.
 
Когда речь идет о языках и культурах, глобализация устанавливает жесткие правила игры: необходимо либо создать свою сильную гравитацию, либо – умереть. Поэтому, помимо стимулирования изучения узбекского языка, также, необходимо работать над созданием сильных и привлекательных СМИ, позитивного образа демократического, дружественного по отношению к сильному гражданскому обществу государства и свободного, современного, привлекательного общества без диктата традиций и жестких границ самовыражения личности.
 
Лола Исламова, главный редактор Anhor.uz  

Госпрограмма по развитию узбекского языка и совершенствованию языковой политики на 2020-2030 годы», которую представят на обсуждение общественности в ближайшее время, должна учесть все нюансы и обстоятельства, связанные с переходом делопроизводства на государственный язык, и, конечно, необходимо помнить, что это потребует времени и бюджета. Недостаток времени, финансов и неверная стратегия может привести к провалу программы и конфликтам в обществе.
 
Абдулла Абдукадиров, экономист

Если исходить из того, что обучение охватит примерно 100 тысяч человек в год в масштабе всей страны, то примерные расходы на реализацию госпрограммы по развитию узбекского языка и совершенствованию языковой политики на 2020-2030 годы, обойдется государству в 1,55 трлн сум или примерно 150 млн долларов по сегодняшнему курсу. Здесь учтены основные расходы на обучение: печатание книг и пособий, аренда помещений, оплата труда преподавателей, расходы на связь и коммуникации. Естественно, эти расходы не учитывают расходы самих учеников, которым необходимо покупать учебные материалы и возможно даже элементарный смартфон или даже компьютер. Если государство возьмет на себя хотя бы частично и эти расходы, то стоимость программы увеличится на 20-22%.
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.