О перспективах Союза архитекторов Узбекистана

Узбекистан каждый день все больше сталкивается с проблемой реформ в сфере градостроительства. Об этом свидетельствуют все чаще публикуемые статьи о конфликте интересов между хокимиятами, застройщиками и жителями в разных уголках страны. В ответ на это, недавно движение Yuksalish организовало конференцию с участием представителей Союза архитекторов Узбекистана, чтобы прояснить данный вопрос и обсудить возможности участия этой организации в улучшении градостроительства Узбекистана. Однако, после окончания данной конференции осталось много открытых вопросов. Все еще непонятно, какую роль может сыграть Союз архитекторов в улучшении градостроительной политики в условиях сложившейся экономики и компетенции министерств.

Нужен ли Союз архитекторов

Согласно указу президента 2018 года «О дополнительных мерах по оптимизации порядка осуществления проектных и строительных работ в капитальном строительстве»,  лицензии на разработку архитектурно-градостроительной документации  выдаются НАПУ (Национальное агентство проектного управления) или Министерством строительства по согласованию с НАПУ.
 
С одной стороны, такой порядок ускорил реализацию архитектурно-градостроительных проектов. Дома начали расти как грибы по всей стране, начали появляться крупные инвестиционные проекты. Однако качество строительства и экспертиза проектов ухудшились, общественные парки начали застраиваться, увеличилась негативная нагрузка на городскую инфраструктуру и бюджет. Один из примеров — жилые дома в городе Джизак, построенные с грубейшими нарушениями.
 
Неспособность самостоятельно разработать стратегию развития Ташкента и его генеральный план вынуждает Министерство строительства устраивать конкурс среди зарубежных организаций.

Данные примеры показывают, что министерства в существующем формате плохо справляются с градостроительными издержками скоротечных реформ. Однако пересмотр системы управления градостроительной политикой городов Узбекистана мог бы дать более существенные результаты благодаря созданию дополнительного органа, отвечающего за планомерное развитие инфрастуктуры городов и улучшение качества жизни населения.

Возникает вопрос: сможет ли Союз архитекторов Узбекистана справиться с этой задачей в формате, в котором он был раньше, или же необходим более гибкий, прозрачный и самоокупаемый подход? Чтобы ответить на это вопрос, давайте рассмотрим зарубежный опыт.
 
Институт архитекторов США

Данная организация включает более 95000 членов и в отличие от Союзов архитекторов СНГ имеет гораздо больше функций и обязанностей по решению не только местных, но и глобальных задач по устойчивому развитию, таких как:
 

  • Изменение климата
  • Равенство и разнообразие в обществе
  • Улучшение инфраструктуры
  • Лицензирование специалистов
  • Проектирование школ и организация безопасности учащихся
  • Устойчивое развитие
  • Защита женщин

Данный институт тесно взаимодействует как с государственными органами, так и с архитекторами разных уровней. Он также организовывает семинары, конференции, выделяет стипендии, публикует книги и предоставляет возможности развития начинающим специалистам.
 
Вступление в Институт архитекторов имеет следующие преимущества:
 

  • Осведомление о текущих проектах
  • Профессиональная сеть специалистов, которые всегда на связи
  • Возможность делится опытом
  • Возможность получения знаний

Японский Институт архитекторов (JIA)
 
Японский Институт архитекторов является добровольной организацией для японских архитекторов, которая включает 4100 членов. Он выполняет различные виды деятельности, однако его главная цель – служить обществу. Здесь главным приоритетом архитектора является защита собственности и жизни людей, а также проектирование красивой и комфортной окружающей среды, где люди могли бы вести активную жизнь и создавать социальные связи.
 
Однако, корни японского Института архитекторов исходят из Королевского института британских архитекторов (RIBA). В Японии первое поколение архитекторов и проектировщиков были выпускниками Королевского колледжа инженеров (сейчас это Токийский Университет, факультет инженерии). Данный институт включает 10 основных направлений деятельности:
 

  • Улучшение социальных систем, относящихся к архитектуре
  • Повышение квалификации архитекторов
  • Распространение культуры архитектуры
  • Исследование и изучение архитектуры и городского развития
  • Мероприятия по поддержке развития горожан и домовладения
  • Мероприятия по развитию архитекторов нового поколения
  • Помощь в восстановлении последствий после землетрясений и городских бедствий
  • Поддержка обязанностей архитекторов
  • Международное сотрудничество и координация
  • Сертификация и регистрация архитекторов

Союз Архитекторов России (САР)

Это творческое объединение профессионалов в области архитектуры, градостроительства, охраны культурного наследия и изучения архитектуры. Важным направлением деятельности САР является организация фестивалей, конкурсов, выставок и других мероприятий. Однако в отличии от зарубежных институтов архитектуры, Союз архитекторов России имеет всего 5 направлений деятельности:

  • Законотворческая
  • Международная деятельность
  • Экспертная
  • Издательская
  • Юридическая помощь архитекторам

Данные примеры показывают, что структуры профессиональных союзов архитекторов различны, и чтобы общество получило максимальную пользу для Союза архитекторов Узбекистана необходимо выбрать наиболее оптимальную структуру.
 
Из Союза в Институт архитектуры и стратегического планирования Узбекистана

Для достижения лучших результатов в области городского планирования и архитектуры необходимо увязать экономическую и социальную стратегии развития совместно с градостроительными исследованиями и архитектурой. Однако на сегодняшний день в Узбекистане до сих пор не сформирована четкая стратегия развития архитектуры и градостроительства.

Это естественно, ведь данный подход требует научных исследований и богатого практического опыта. В то же время, дублирование функций Союза архитекторов России не может быть эффективным решением в условиях Узбекистана.

Как видно из международных примеров, в то время как зарубежные институты сфокусированы на решении насущных задач, Союз архитекторов России представляет в основном творческий профсоюз с пятью экспертно-тематическими видами деятельности, которые в Узбекистане выполняют другие органы.

Поэтому, можно реорганизовать Союз архитекторов Узбекистана в исследовательский Институт архитектуры и стратегического планирования. Это могло бы также решить ряд многочисленных, наукоемких и дорогостоящих обязанностей Республиканского градостроительного совета при Кабинете министров Республики Узбекистан, который работает на общественных началах. 

Если изучить обязанности совета, то будет ясно, что большинство сегодняшних проблем связанно именно с его деятельностью. Например, в обязанности совета входит:

  • формирование, рассмотрение и реализация концепции дальнейшего развития градостроительства и архитектуры;
  • участие в разработке комплексных государственных программ в области градостроительства и архитектуры, организация их обсуждений и согласование, а также содействие их реализации;
  • рассмотрение и согласование программы социально-экономического развития республики в части градостроительства;
  • внесение обоснованных изменений в утвержденную в установленном порядке градостроительную документацию, в том числе в генеральные планы городов и районных центров;

Однако наличие сегодняшних проблем дает нам ясно знать, что научно-законотворческая деятельность совета не поспевает за реформами.

Тут возникает вопрос: может ли градостроительный совет учитывать позиции чиновников и одновременно проводить дорогостоящие научные исследования на общественных началах? Платит ли государство специалистам за научные исследования актуальных городских проблем, чтобы в дальнейшем принимать научно-обоснованные программы реформ?

В связи с этим,  если стоит задача улучшить городскую среду и качество жизни в республике, не обязательно заказывать генеральные планы развития зарубежным организациям. Необходимо создать специальный исследовательский орган, которым мог бы стать Институт архитектуры и стратегического планирования Узбекистана вместо Союза архитекторов. При этом, основываясь на передовом опыте развитых стран с похожими климатическими и геологическими условиями, в задачу данной организации могут входить следующие функции:
 

  • Осуществление задач градостроительного совета
  • Исследование и изучение архитектуры и городского развития, включающее совместные исследования со специалистами различных других дисциплин, чтобы изучить лучшие примеры архитектуры, градостроительного планирования, экологической инженерии и ландшафтного дизайна.
  • Повышение квалификации архитекторов — подготовка программ непрерывного профессионального развития в соответствии с новыми разработанными технологиями и обязательная сертификация своих членов, для повышения их способностей.
  • Международное сотрудничество — обмен опытом и информацией с другими организациями по вопросам устойчивых городов, устойчивых зданий, архитектурного образования и международных проблем.
  • Развитие архитекторов нового поколения и координация — выплата стипендий, организация семинаров и лекций для студентов и аспирантов, включая выставки и экскурсии по объектам для поддержки и поощрения обмена между молодыми архитекторами.
  • Помощь в восстановлении последствий после землетрясений и городских бедствий. Поскольку Узбекистан находится в сейсмически активном регионе, данная структура может частично взять на себя обязанности по поддержке в восстановлении городских районов после землетрясения, пожара и других стихийных бедствий.
  • Распространение культуры архитектуры — мероприятия по распространению и просвещению национальной архитектурной культуры, такие как выдачу наград, премий, званий и публикации книг.
  • Поддержка обязанностей архитекторов — помощь в документации и применении методологий.
  • Устойчивое развитие
  • Изменение климата
  • Равенство и разнообразие в обществе
  • Сохранение памятников архитектуры

Деятельность института должна финансироваться государством, однако он может иметь право заниматься также коммерческими проектами. При этом саму структуру данной организации необходимо сделать максимально прозрачной и децентрализованной, куда могли бы вступать не только практикующие архитекторы, но также ученые и работники смежных направлений по различным критериям.
 
Например, во главе института могут быть консул и исполняющий обязанности директора, которые должны будут избираться всеми членами института на определенный срок.

Создание данной структуры может решить не только проблемы городского развития, но также поддерживать солидарность с «архитектурными работниками» различных направлений.
 
Анвар Мухамеджанов,
архитектор-урбанист, стипендиат Азиатского банка развития, магистр Токийского университета, специалист в области международного развития и регионального планирования

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.