Строители против застройщиков
Жители махалли Юнуса Раджаби написали открытое письмо президенту, где попросили «защиты» от «противоправных действий» застройщика, то есть от компании «UNIQUE TRADE BUSINESS» и профессиональной компании с многомиллиардным портфелем реализованных девелоперских проектов «GOLDEN HOUSE DEVELOPMENT».
Это выступление можно было бы проигнорировать, но один абзац задел: «Противоправные действия и нарушение установленных норм Законов со стороны ООО «UNIQUE TRADE BUSINESS» могут быть причиной негативной поляризации общества, вызвать недоверие к политическим и общественным институтам, структурам и органам власти, возникновению и росту протестного настроения среди населения».
Давайте разберемся, против чего махалля Юнуса Раджаби собирается выступать с протестом и, на мой взгляд, буквально шантажирует власть, угрожая «недоверием» и «ростом протестного настроения». Я расцениваю это как манипуляцию и двойные стандарты, поскольку речь идет о частной собственности и праве распоряжения ею.
Здание и прилегающая территория, на которой планируется построить жилой комплекс, были приобретены в частную собственность. Там находилось заброшенное здание бывшего Ташкентского театрально-художественного института и его хозяйственные постройки. Нам не выделяли участок земли под застройку, мы купили здания в соответствии с нормами законодательства. И уже потом получили разрешение на строительство на собственном участке.
Мы ничего не снесли, ничего не отобрали. От наших действий никто не пострадал.
Мы не планируем рубить многолетние чинары на территории, поскольку это наш актив, и дело не в моратории, а в том, что любому ЖК нужна зелень. Мы планируем пересадить только молодые елки, в соответствии с проектом, который при планировании учел расположение деревьев.
Территория – частная собственность, на которой по закону и в соответствии с градостроительными нормами мы можем и имеем право возводить многоэтажное здание.
Мы не планируем нагружать существующие канализационные и энергосети, а создаем отдельную инфраструктуру для ЖК.
Единственная рабочая претензия жителей махалли – с окон верхних этажей будут просматриваться их дворы, и она не выдерживает критики. С окон верхних этажей жилого комплекса будет видно ровно то же, что и с сотен верхних этажей многоэтажек города, построенных на границе с частным сектором. То есть крыши и кроны деревьев. При желании изучить подробное расположение чужих дворов можно через Google Earth, и я даже не знаю, что тут можно сказать. Современный город не может себе позволить строить дома с удалением в полкилометра друг от друга.
Все, что жители называют «незаконным» и «противоправным», имеет свои разрешения и документы. Все эти документы были представлены на обозрение, более того: наша команда и я лично неоднократно являлись на встречи с активистами махалли, предоставляя людям возможность ознакомится в деталях с проектом строительства. Однако жители предпочли этого не делать, а с проектом ознакомился адвокат, представляющий их интересы. Никаких вопросов при этом не поступило, да их и в принципе поступить не могло. Иначе они не писали бы открытое письмо, а просто подали бы в суд. Проблема в том, что в суд идти не с чем – нет предмета для разбирательства.
На территории махалли Юнус Раджаби прямо сейчас ведется активная застройка, и не только малоэтажная
Но я сейчас хочу сказать о другом. О том, как многим моим коллегам обидно за профессию строителя. Десятки строек, которые идут в городе, проходят без нарушений закона. Десятки строительных компаний выкупают у собственников их жилье, платят компенсацию в полном объеме и улучшают их жилищные условия. Об этом не принято писать, ведь о хорошем чаще молчат. Да и, наверное, это должно быть в порядке вещей. Дома поднимают строители – те, кто любит и умеет хорошо делать одну вещь – строить здания. Это не такой легкий бизнес, как может показаться со стороны. Это огромная ответственность, и без профессионализма тут делать нечего.
Но престиж и значимость профессии строителя, к сожалению, в последнее время был подорван предпринимателями-застройщиками, вдруг решившими, что это легкие деньги. И начавшими массовую стройку без необходимых знаний. Еще вчера они продавали товары оптом, а сегодня уже возводят дом, пытаясь обмануть людей в мелочах и по-крупному. И я приветствую решительные действия властей, которые намерены навести порядок в этой сфере. Все строители этого так же ждут.
Но теперь любой резонансный случай, связанный со строительством, воспринимается негативно. Общество традиционно относится с подозрением к любой строительной компании и заведомо настроено против.
Прежде чем сносить заброшенное строение и готовиться к стройке, мы поговорили с будущими соседями. Выслушали все их пожелания, для нас было важным организовать строительство так, чтобы по максимуму сохранить покой жителей махалли. Мы шли на диалог и отмечали все пожелания горожан. Разъясняли проект, показывали все необходимые документы и разрешения. Нам очень хотелось сохранить мир с соседями, хотя Градостроительный Кодекс от нас этого не требует. Согласие соседей будет требовать его новая редакция, но на уже начатые стройки она все равно распространяться не будет. Так что это была наша добрая воля.
К сожалению, не получилось: махалля Юнус Раджаби внезапно объявила нам информационную войну. Вспомнив проигранное даже не нами, а другой компанией дело против синагоги. На мой взгляд, это доказывает только одно – у строителей в нынешних условиях нет таких связей и преференций, чтобы стопроцентно выигрывать дела в судах. Подавайте иски, если есть о чем, без лицемерного оправдания «у них все куплено».
А еще я недавно вдруг подумал о том, что, выдавливая скандалами с этого рынка добросовестные строительные организации, жители сами способствуют тому, чтобы его захватили застройщики. Как вы видите, в большинстве случаев никто из застройщиков не церемонится. И уж тем более не строит новых коммуникаций и не соблюдает норм безопасности. Не хочу сказать, что не нужно против таких бороться, еще как нужно, и тут мы с вами солидарны. Но прежде чем присоединиться к «протестному настроению», попробуйте разобраться, на чьей стороне правда и закон. И самое главное – кто перед вами: застройщик или строитель.
Чтобы в стране действовало цивилизованное строительство, необходимо уметь договариваться и находить компромиссы.
Даврон Файзиматов
Комментарии