Фермеры Балкан борются за доступ к десяткам миллионов евро из фондов ЕС
Фермеры в Албании, Черногории и Северной Македонии сталкиваются с трудностями при попытке получить доступ к средствам программы IPARD Европейского Союза.
Пренг Дода начал заниматься сельским хозяйством в 1985 году, в период коммунистического режима в Албании. Однако он начал заниматься виноделием лишь десять лет назад.
Сейчас Дода, которому 69 лет, выращивает виноград на двух гектарах в деревне Тене, горной части северной Албании. Он построил винный погреб на свои сбережения и купил или одолжил подержанное оборудование для производства вина.
Климат здесь холоднее, чем на юге, однако Дода настойчив и виноградники приносят плоды.
Именно это упорство помогло Доде в 2022 году получить финансирование от Европейского союза на улучшение подвала и модернизацию производственного оборудования.
«Я подготовил проект с несколькими специалистами», — сказал он. «Критерии было очень сложно соблюсти».
Будучи кандидатом на вступление в ЕС, Албания имеет право на получение десятков миллионов евро в год в виде грантов из Инструмента содействия развитию сельских районов перед вступлением (IPARD) этого блока.
Но, как и ее соседи и другие кандидаты на вступление, Черногория и Северная Македония, Албания испытывает трудности с тем, чтобы потратить предлагаемые гранты в установленные ЕС сроки. Успех Доды далек от нормы.
На самом деле, мелкие фермеры часто испытывают трудности с документами и поиском капитала, который им нужно вложить, чтобы соответствовать требованиям.
Коррупция также является проблемой, факт, который заставил ЕС приостановить финансирование Албании в рамках второго издания IPARD в июле 2023 года на фоне расследования Европейского управления по борьбе с мошенничеством (OLAF).
Неиспользованные средства возвращены
Несколько фермеров, с которыми пообщался BIRN, заявили, что не знали, что могут претендовать на гранты ЕС.
На западе Албании фермер, который попросил быть идентифицированным только по имени Касеми, сказал, что ему нужна государственная поддержка в производстве и продажах, но он не получил никакой информации о программе IPARD.
«В Албании время фермера занято, и он занят в течение всего дня», — сказал Касеми. «У фермера нет времени разговаривать по телефону или сидеть перед телевизором. Поэтому я не получил никакой информации. Не похоже, чтобы в деревне была какая-то кампания, чтобы познакомить нас с этим проектом. По крайней мере, в нашей деревне».
В Кочани, на востоке Северной Македонии, Божидар, который также попросил не называть его имя, заявил, что никогда не подавал заявку на получение средств ЕС.
«У меня не было точной информации, поэтому я понятия не имел, что могу подать заявку на эти гранты», — сказал он BIRN. Когда он все-таки взглянул, у него сложилось впечатление, что «требуется много документации» и что ее трудно понять.
В Черногории, которая сильно зависит от импорта и нуждается в крупных инвестициях в сельское хозяйство, данные министерства сельского хозяйства показывают, что 80 процентов средств IPARD в конечном итоге достаются компаниям, а не мелким фермерам несмотря на то, что такие компании составляют всего два процента от общего числа зарегистрированных ферм.
В рамках программы IPARD II Черногория имела право на финансирование в размере 52 миллионов евро в период с 2014 по 2024 год, 80 процентов из которых были предоставлены ЕС. К концу 2023 года фермерам было выплачено около 35 миллионов, согласно данным правительства, что побудило Европейскую комиссию — исполнительный орган ЕС — продлить срок действия проекта до конца 2024 года.
Страна уже вернула 1,7 млн евро неиспользованных средств в 2021 и 2022 годах.
Министерство сельского хозяйства обвинило поставщиков в том, что они повышают цены на машины и оборудование непосредственно перед началом или во время каждого публичного приема заявок, в результате чего фермерам приходится доплачивать разницу из своих собственных карманов.
Однако в интервью BIRN в октябре прошлого года делегация ЕС в Черногории заявила, что последние два публичных конкурса заявок продемонстрировали растущий интерес и большое количество заявок более высокого качества.
«Фермеры и агробизнес теперь подают заявки с более проработанными бизнес-планами», — заявила делегация. «Количество неполных заявок с отсутствующей документацией, большая проблема, особенно в первых циклах программы, теперь сократилось».
В рамках следующего этапа программы, IPARD III, будет выделено еще больше денег — на 60 процентов больше, чем в рамках IPARD II.
«Процесс обучения на разных уровнях [производители, переработчики, поставщики, национальное управление] занял некоторое время, но многочисленные информационные кампании, организованные Министерством сельского хозяйства по всей стране, теперь принесли свои плоды», — заявила делегация.
В ответ на вопросы BIRN относительно этой истории представительство ЕС в Албании заявило, что коррупция в стране по-прежнему «широко распространена во многих сферах общественной и деловой жизни» и что превентивные меры «по-прежнему имеют ограниченный эффект».
В июле 2023 года, когда блок приостановил финансирование Албании в рамках IPARD II, его исполнительный орган, Европейская комиссия, опубликовал отчет, в котором говорилось, что нарушения IPARD, выявленные в Албании, составили 33 миллиона евро из общей суммы в 39 миллионов евро, о которых сообщалось в шести государствах-участниках, и за которые комиссия сочла государства финансово ответственными.
«Это произошло в основном из-за четырех нарушений, общая сумма которых составила около 31 миллиона евро», — заявила комиссия. «Другие нарушения касались гораздо меньших сумм, в основном менее 100 000 евро, в некоторых случаях менее 10 000 евро».
Африм Красники, директор Института политических исследований в Тиране, заявил, что все международные доноры ожидают некоторой «потери денег» в период пожертвований из-за коррупции, неучтенных расходов на персонал, политических событий и т. д.
«Когда этот предел [ожидаемых потерь] превышается, т. е. пересекается красная линия, ЕС начинает беспокоиться и вмешивается на других уровнях расследования», — сказал он. Фонды IPARD II для Албании являются хорошим примером вмешательства ЕС в случаях нецелевого использования средств, сказал он.
Коррупция по-прежнему остается серьезной проблемой в Албании
Среди сотен бенефициаров IPARD в Албании есть несколько человек, имеющих политические и криминальные связи.
Среди них Элвис Роши, бывший политик, чей мандат мэра Каваджи был прекращен после того, как его судимость была раскрыта, включая осуждение за изнасилование в Италии. В 2018 году Роши был приговорен к семи месяцам и 15 дням тюрьмы за сокрытие судимости в своей декларации о приеме на государственную должность, хотя в конечном итоге он избежал тюремного срока.
Возглавляя Kavaja с 2011 по 2016 год, Роши основал агротуристическую компанию Kavaljon и, несмотря на ограниченный опыт в сельском хозяйстве, дважды получал гранты IPARD.
Согласно официальным данным Агентства по сельскому хозяйству и развитию села Албании (AZHBR), в 2021 году компания Kavaljon выиграла контракт на сумму 8,5 млн леков, или около 83 300 евро, на плантацию цитрусовых и шалфея. Однако из-за нарушения контракта компании пришлось вернуть первоначальный транш в размере 41 676 евро.
В том же году, подав вторую заявку под названием «Реконструкция Буйтине», Роши получил грант IPARD II в размере 21,8 млн албанских леков, или 214 000 евро.
Роши был не единственным бенефициаром, которому в конечном итоге пришлось вернуть средства. По данным AZHBR, 73 получателям грантов было предложено вернуть полученные деньги. В отношении 12 из них были начаты судебные разбирательства в соответствии с IPARD II.
«Эти инвестиции [бенефициаров IPARD] общественность считала неправомерными», — сказал Красники. «Отчеты о них не оказали никакого воздействия, они не привлекли внимания. Только когда ими занялись антикоррупционные структуры ЕС, последовала реакция».
С этим согласился Зеф Пречи, глава независимого Албанского центра экономических исследований, заявив BIRN, что реализация проекта IPARD в Албании является примером плохого управления и вмешательства покровительства и коррумпированных интересов в сельскохозяйственный сектор.
Значительная часть денег досталась самопровозглашенным фермерам, у которых было очень мало опыта в реальном сельском хозяйстве.
«Независимо от источника финансирования, будь то государственный бюджет, кредиты международных финансовых организаций или пожертвования, коррупция имеет одинаковые последствия в стране», — сказал он.
«Монополизация принятия решений по распределению средств исказила цель проекта, которая заключается в поддержке инвестиций в агропродовольственную промышленность и сельские районы, и нарушила установленные принципы использования средств».
Помощь в поиске капитала
В Северной Македонии Горан Лефков, директор Центра журналистских расследований Scoop, заявил, что коррупция всегда присутствовала в том, как расходуются государственные деньги, но роль ЕС в программе IPARD оставляет меньше возможностей для манипуляций.
«Согласно последним данным, OLAF [и Европейская прокуратура] возбудили около 20 дел по фактам мошенничества, связанного с нецелевым использованием средств программы IPARD [в Северной Македонии]», — сказал он.
«Я думаю, что это очень маленькая цифра по сравнению с тем, сколько денег получила Северная Македония и сколько проектов она реализовала в рамках IPARD».
По официальным данным, в период с 2017 по 2021 год Северная Македония получила 49,3 млн евро по программе IPARD и подписала 2155 контрактов с бенефициарами.
В Черногории не было сообщений о коррупции, связанной с фондами IPARD, однако сельскохозяйственный сектор в целом не избежал пристального внимания.
В ноябре прошлого года полиция арестовала Драгану Кандича Перовича, главного инспектора сельского хозяйства, вина и рыболовства в министерстве сельского хозяйства, и ветеринарного инспектора Марко Секарича по подозрению в получении взяток за то, чтобы закрыть глаза на незаконную деятельность. Они больше не находятся под стражей, и обвинения им пока не предъявлены.
Затем в конце прошлого года Специальная государственная прокуратура предъявила обвинения бывшим министрам сельского хозяйства Петру Ивановичу и Будимиру Мугоше, а также Благоте Радулович, бывшему директору платежного офиса IPARD в министерстве.
Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением при распределении средств из Фонда развития Абу-Даби в период с 2015 по 2017 год.
По словам Марко Мараса, основателя региональной сельскохозяйственной платформы Seljak.me, в Черногории главная проблема программы IPARD заключается в том, что у потенциальных заявителей нет средств, необходимых для получения гранта.
Марас заявил, что правительству следует создать специальный фонд гарантий по кредитам.
«Как фермер может получить кредит, если его земля не оценена? Что он заложит? У него нет дома у моря», — сказал Марас BIRN. «Вот тут-то государство и должно помочь».
Правительство работает над таким фондом, сообщило BIRN министерство сельского хозяйства. В июле прошлого года, как оно заявило, правительство решило преобразовать Фонд инвестиций и развития Черногории в Банк развития, полагая, что это поможет лучше использовать имеющиеся фонды ЕС, предлагая ряд финансовых инструментов.
Для Сабедин Касами, фермера из региона Поллог в Северной Македонии, первоначальные затраты на оформление документации, а также начальные финансовые затраты слишком высоки.
«Как преданному фермеру, мне больно видеть, что эти проблемы не позволяют мне получать необходимые средства для дальнейшей модернизации сельского хозяйства, а также вносить вклад в рост сельскохозяйственного сектора в моей стране», — сказал Касами BIRN. «Я надеюсь, что местные и европейские власти создадут более легкие условия для нас, фермеров».
Комментарии